Алексей Степанович Хлобыстов
Воины карельского фронта
Годы жизни: 23.02.1918 - 13.12.1943
Род войск: ВВС. Лётчик-истребитель
Хлобыстов Алексей Степанович — командир звена 20-го гвардейского истребительного авиационного полка 1-й смешанной авиационной дивизии Военно-воздушных сил 14-й армии Карельского фронта, гвардии лейтенант. Родился 23 февраля 1918 года в селе Захарово (ныне село Елино Захаровского района Рязанской области) в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов неполной средней школы. В 1934 году, после смерти отца, переехал к сестре в Москву. Поступил учеником электромонтёра на Карачаровский механический завод, затем работал электриком на опытном заводе Всесоюзного НИИ металлургического машиностроения. Одновременно учился в Ухтомском аэроклубе. В Красной Армии с 1939 года. В 1941 году окончил 1-ю Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов имени А.Ф.Мясникова. Служил в 20-м истребительном авиационном полку. На фронтах Великой Отечественной войны младший лейтенант А.С. Хлобыстов - с первого дня. Направлен в 153-й истребительный авиационный полк (5-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 23-й армии, Ленинградский фронт). Свой боевой счёт открыл 28 июня 1941 года, уничтожив пикирующий бомбардировщик Ju-87. Осенью 1941 года в воздушном бою сбил свой четвёртый самолёт, но и сам был вынужден сесть на верхушки сосен. Месяц лежал в госпитале. На Ленинградском фронте выполнил 214 боевых вылетов, достоверно сбил 3 самолета лично. С января 1942 года воевал в составе 147-го истребительного авиационного полка (с апреля 1942 - 20-й гвардейский истребительный авиационный полк) на Карельском фронте. Член ВКП(б) с апреля 1942 года. Командир звена 20-го гвардейского истребительного авиационного полка (1-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 14-й армии, Карельский фронт) гвардии лейтенант Хлобыстов Алексей Степанович совершил беспримерный подвиг в воздушном бою 8 апреля 1942 года в районе посёлка Рестикент Мурманской области. Тогда 6 советских истребителей отражали воздушный налёт 28-ми самолётов противника (в ходе боя к противнику прибыло подкрепление - ещё 8 истребителей). В этом бою А.С. Хлобыстов сбил 3 самолёта врага, один из которых - пулемётным огнем, а два других - таранными ударами (не имеющий аналогов подвиг). Несмотря на большие повреждения довёл израненный самолёт до аэродрома и произвёл благополучную посадку. К этому времени имел на боевом счету 266 боевых вылетов, в том числе 52 - в составе 20-го гвардейского авиаполка), провёл 16 воздушных боёв, сбил лично 4 и в группе - 6 самолётов врага. За этот подвиг на следующий день был представлен к званию Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии лейтенанту Хлобыстову Алексею Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Ещё до присвоения звания Героя, в воздушном бою 14 мая 1942 года при отражении налёта немецкой авиации на Мурманск, гвардии лейтенант А.С. Хлобыстов тараном сбил бомбардировщик противника на горящем истребителе и покинул свой самолёт на парашюте. Был тяжело ранен. После выздоровления вернулся на фронт, в свой 20-й гвардейский истребительный авиаполк. Командир эскадрильи этого полка гвардии капитан А.С. Хлобыстов погиб в боевом разведывательном вылете 13 декабря 1943 года, в 20 километрах от нынешнего города Заозерск Мурманской области. К этому времени он совершил 335 боевых вылетов, сбил 7 самолётов противника лично и 24 в групповых боях. Много десятилетий считался пропавшим без вести. В 2009 году поисковиками было найдено место падения самолета Хлобыстова и останки Героя, по архивным документам уточнены обстоятельства гибели - над занятой врагом территорией самолет ведомого в воздухе столкнулся с самолетом Хлобыстова, летчики погибли. В 2013 году останки Героя с воинскими почестями похоронены на воинском кладбище посёлка Мурмаши Кольского района Мурманской области, рядом с могилами его однополчан, погибших в годы войны. Награждён орденом Ленина (6.06.1942), двумя орденами Красного Знамени (22.07.1941, 3.06.1942), медалью. Впервые с врагом Хлобыстову пришлось встретиться уже на шестой день войны. Он патрулировал в прифронтовой зоне. Погода стояла ясная, солнечная, видимость, как говорили бывалые летчики, миллион на миллион. Вдруг, инстинктивно бросив взгляд вправо, там, где еще несколько секунд назад небо было абсолютно пустынным, он неожиданно увидел немного в стороне и ниже себя одинокий “юнкерс”. “Юнкерс” неторопливо и уверенно, шел над нашими позициями, высматривая, надо полагать, цель посолиднее и поуязвимее. Вылетая на разведку или патрулирование, Алексей, как военный летчик, сознавал, что может встретиться с врагом, более того, искал встречи. Но невесть откуда взявшийся “юнкерс” с выпущенными “куриными лапами” (у пикирующего бомбардировщика Ю-87 неубирающиеся шасси) вверг его в замешательство - он не думал, что столкнется с врагом именно так, один на один. Волнение вскоре прошло, а тренированный мозг профессионала уже оценил отличную позицию для атаки, в сознании, словно на классной доске, вспыхнули много раз слышанные слова инструктора: “Доворот, газ, сближение, прицел - очередь!” Он довернул, рванул сектор газа до упора, бросил машину вперед и вниз, и одновременно ударил длинной прицельной очередью. “Юнкерс” отчетливо вздрогнул, качнулся, задымил и тут же завалился в штопор. Видимо, Алексей наповал убил пилота. Еще одна встреча А. Хлобыстова с фашистским любителем одиночной охоты. По странному совпадению это тоже был спокойно рыскающий над нашими войсками “юнкерс”. Хлобыстов решил посадить его на наш аэродром.Гитлеровец умело, но медленно (скорость ни в какое сравнение с советским “ястребком” не шла) уклонялся, а Алексей коротко постреливал для острастки. Вскоре немец понял, что находится под прицелом и может ожидать роковой очереди в любую секунду. Понял он и намерения советского летчика. Поразмышляв, видимо, что выбрать - смерть или плен, - он предпочел последнее и повел самолет на посадку. После этого случая советский летчик был удостоен ордена Красной Звезды! 8 апреля 1942 года Алексея Степановича принимали в члены ВКП(б). Во время собрания поступила команда на взлёт. Посты ВНОС обнаружили большую группу самолётов противника, шедших к Мурманску. На перехват была поднята шестёрка истребителей P-40 "Томахок-IIB" под командованием гвардии капитана Позднякова А.П. В районе посёлка Рестикент наши лётчики обнаружили 15 бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием 5 истребителей Me-110. Завязался упорный воздушный бой. В ходе боя самолёт гвардии лейтенанта Фатеева И.Д. был атакован "мессершмиттом". Ему на помощь пришли лётчики Бычков Е.М. и Семеньков В.Р. Спасаясь от их пулемётных очередей, немец отвернул в сторону и оказался перед Хлобыстовым. Времени на прицеливание не было. Не желая упускать гитлеровца невредимым, он левой плоскостью своего самолёта ударил по хвосту "мессершмитта". Тот, потеряв управление, врезался в сопку. Затем огнём из бортового оружия Хлобыстов сбил ещё один самолёт. Вскоре к немцам подошло подкрепление: 8 "мессершмиттов". В критический момент боя на таран пошёл капитан Поздняков и при этом погиб. Желая отомстить за своего командира, Хлобыстов сошёлся в лобовой атаке с двумя "мессершмиттами" и вторично применил таран, ударив одного из них левой плоскостью. На повреждённом, едва управляемом самолёте дотянул до своего аэродрома и благополучно произвёл посадку. 14 мая 1942 года гвардии старший лейтенант Хлобыстов вылетел в составе группы истребителей на отражение налёта вражеской авиации на Мурманск. В первые же минуты боя он был ранен в руку и ногу. Задымил и тут же вспыхнул мотор. Резким маневром Хлобыстов попытался сбить пламя, но безуспешно. Заметив, что самолёт капитана Соломонова В.Д. атакует Me-109, довернул свой самолёт, увеличил газ и таранным ударом уничтожил противника. От удара Хлобыстова выбросило из кабины через открытый фонарь. Теряя сознание, он успел раскрыть парашют. После этой победы он долгое время провел в госпитале, там же узнал о присвоении ему звания Героя Советского Союза. К тому времени Алексей совершил 266 боевых вылетов, провел 16 воздушных боев, сбил 4 самолета лично и 6 в группе. После госпиталя его направили в Подмосковье - подлечиться и отдохнуть в санатории ВВС. После вручения в Кремле Золотой Звезды и Ордена Ленина, Хлобыстову предоставили небольшой отпуск для поездки домой. Вскоре он вернулся на фронт. 13 декабря 1943 года комэск 20-го гвардейского истребительного авиаполка капитан А.С. Хлобыстов, погиб, выполняя разведывательный полет над территорией ещё занятой противником. Наземные войска наблюдали в районе падения его самолета мощный взрыв и сильный пожар. Не исключено, что свой последний полёт летчик завершил четвёртым тараном - огненным. Память: - Его именем названы улицы в Москве, Мурманске и в районном селе Захарово Рязанской области. - На московской улице Хлобыстова в 1995 году установлен памятник, а на мурманской улице Хлобыстова мемориальная доска. - Имя А. С. Хлобыстова носит Московская средняя школа №329. - На территории НИИ в Москве, где работал Хлобыстов, установлен бюст; мемориальная доска — в цехе Карачаровского завода. - В поселке Килпъявр Мурманской области, где в период войны базировалась часть, в которой служил А. С. Хлобыстов, имя лётчика носит средняя школа. - Мемориал «Карельский фронт 1941-1944» – город Петрозаводск – улица Энгельса в районе дома № 5 - Мемориал Победы в Великой Отечественной войне, Вечный огонь и Стелы с фамилиями рязанцев - город Рязань площадь Победы. Литература: (1942) Крылатые воины (1961) Бессмертие. Рязань (1962) Важин Ф.А. Воздушный таран. - 2-е изд., пер. и доп.- М.:Воениздат (1965) Это было на Крайнем Севере. - Мурманск (1966) Шингарёв С.И. Иду на таран. - Тула: Приокское кн. изд. (1970) Героям Родины слава ! - Н.А.Гринин, И.М.Мулло, Е.Д.Рыбак (1972) Симонов К.М. Мурманское направление. - Мурманск (1973) Симонов К.М. От Халхин-Гола до Берлина. - М.: ДОСААФ (1974) Киселёв А.А., Тулин М. Улицы Мурманска. - Мурманск (1975) Иноземцев И.Г. Крылатые защитники Севера. - М.: Воениздат (1980) Бессмертные подвиги. - М.: Воениздат (1981) Иноземцев И.Г. Тараны в северном небе. - М.: Воениздат (1981) Лётчики. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия (1983) Крылья Родины. - М.: ДОСААФ (1985) Героям Родины слава ! - Е.С.Гардин (1986) Бескоровайный А.И. В небе Севера. - М.: ДОСААФ (1987) Иноземцев И.Г. В небе Заполярья и Карелии. - М.: Воениздат (1990) Бескоровайный А.И. И в сердце каждом отзовётся. - М.: Воениздат (1993) На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Лимб" (1994) Авиация: Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия (2010) Андреев С.А. Герои Родины в названиях улиц Москвы. (2007) Сорокажердьев В.В. Они сражались в Заполярье. - Мурманск
Упоминания в литературе
Героям Родины слава !Героям Родины слава !
В небе севера
Добавить комментарий