Шрифт:
Размер шрифта:
Межсимвольный интервал:
Межстрочный интервал:
Цветовая схема:
Изображения:
Степанов Василий Иванович — Комсомол Кемского уезда в борьбе с разрухой.

Степанов Василий Иванович — Комсомол Кемского уезда в борьбе с разрухой.

Гражданские

Страна: РСФСР, Карелия Степанов Василий Иванович - родился в 1906 г. в Кеми, в семье поморского крестьянина-бедняка. В 1918—1920 гг.— рассыльный при Кемском исполкоме и рабочий Кемского лесозавода. С 1920 г. работал в Кемском уездном комитете комсомола, а затем в лесной промышленности Карелии. Участник Великой Отечественной войны. Член КПСС. Награжден орденом Красной Звезды и двумя медалями. В настоящее время — персональный пенсионер. Комсомольские организации стали создаваться в Кеми и Кемском уезде в конце марта 1920 года. Первыми были организованы комсомольские ячейки в Кеми и на Поповом Острове (ныне Рабочеостровск). Членами ячейки в Кеми были Л. Величко, М. Семенов, Д. Кемляков, А. Синцов, А. Поспелова, я и другие. Вокруг этого костяка создавалась в дальнейшем кемская городская организация Российского Коммунистического Союза Молодежи. На Поповом Острове в создании комсомольской организации активное участие принимали П. Павлов, А. Милашевский, Н. Павлов, А. Кутасов, А. Гундырин, Л. Кутасов. С первых дней создания комсомольской ячейки нам повседневно помогали в работе старшие товарищи-большевики И. А. Ярвисало, Т. И. Фомин, И. В. Ильин, И. И. Сивков, И. Т. Сергеев, В. Н. Степанов, Т. Масляков и другие. В их помощи мы крайне нуждались, так как были молоды, многого не знали, не умели, шли по неизведанным путям-дорогам. Одно знали твердо — цель и направление. Главной задачей комсомольской организации мы считали активное участие в упрочнении Советской власти. Комсомольцы помогали конфисковать продовольствие и другие товары у кулаков и купцов-рыбопромышленников (Антонова, Ремягина, Белоусова, Шуттиева и др.) Участвовали в борьбе с дезертирами, спекулянтами и лицами, уклонявшимися от трудовой повинности. Большую работу провели комсомольцы по обеспечению города топливом. Мы организовали не один субботник и воскресник по заготовке дров. С этой целью мы выезжали на станции Поньгома, Кузема, Воньга, шли в лес, рубили дрова, подносили их к вагонам, грузили и доставляли в Кемь, откуда, подчас на чунках (санках), развозили дрова по детским учреждениям, больницам, школам. У нас в то время не возникало сомнений идти или не идти на субботник или на какое-либо другое общественное мероприятие, проводимое партийной организацией. Как правило, в этих работах участвовали все комсомольцы. Своим примером они увлекали и несоюзную молодежь. Комсомольцы стремились вытравить проклятую привычку считать труд только повинностью. Трудно было в 1920 году с продовольствием. Одним из первых мероприятий Советской власти в Кеми была организация питания в школах для сирот и детей бедняков. Большую работу в этом направлении вели ученические комитеты, возглавляемые комсомольцами. Несмотря на все меры, принимаемые партийной организацией и уездным исполкомом, продуктов для бесплатных завтраков и обедов не хватало. Тогда было решено организовать пришкольные огороды. В распоряжение школ выделялись участки земли, которые обрабатывали сами школьники. Осенью картофель и овощи собирали, полностью сдавали в школьные кладовые и расходовали на бесплатное питание учеников. Для борьбы с контрреволюционными элементами, обеспечения революционного порядка в городе и для охраны важных объектов — телеграфа, почты, банка, мостов и др. при Кемском уездном комитете партии был создан отряд особого назначения (ЧОН). В состав его входили и комсомольцы. Невыполнение распоряжения командования ЧОН влекло немедленное исключение из рядов комсомола. Особенно трудно было комсомольцам-чоновцам, учившимся в школе. С вечера до утра они несли караул, утром в караульном помещении отдыхали 2—3 часа и после этого шли на учебу. И несмотря на усталость, чоновцы учились хорошо. Непримиримую борьбу мы вели с нарушениями дисциплины, аморальными явлениями (особенно с пьянством) и религиозными пережитками. Большое воспитательное значение имели товарищеские суды, которые рассматривали все случаи нарушения дисциплины комсомольцами. За отдельные нарушения, случаи пьянства или посещение церкви товарищеские суды исключали комсомольцев из союза на 3—6 месяцев. Если исключенный исправлялся, его восстанавливали в рядах комсомола. Такие же строгие меры принимались и в отношении девушек-комсомолок, прибегавших к косметике. В целях оказания материальной помощи сиротам, детям бедняков, комсомольцам из бедных семей мы ставили платные спектакли, танцы. На собранные средства приобретали обувь или одежду и распределяли их среди нуждавшихся. Комсомольцы проводили большую политико-воспитательную работу среди широких слоев молодежи и местного населения. При клубе, который располагался в доме, когда-то принадлежавшем купцу Дятлову, были созданы кружки: драматический, шашечный, хоровой, спортивный и антирелигиозный. Драматический кружок ставил на сцене клуба спектакли и выезжал с ними на станцию Кемь, к рабочим лесозавода на Попов Остров, в села Шуерецкое и Подужемье. Спектакли пользовались успехом, и в помещениях, где они проводились, всегда было полно народу. Часто по просьбе населения постановки повторялись. Успешно проводил свою работу антирелигиозный кружок. Неоднократно приезжали лекторы из Петрограда и Москвы. Беседы, лекции, диспуты на антирелигиозные темы: «Религия — опиум для народа», «На чем стоит земля», «Есть ли бог?» и другие — всегда проходили при переполненном зале. Обычно лектору задавалось много вопросов. Под воздействием антирелигиозной пропаганды намного сократилось число людей, посещавших церковь. Молодежь же почти не стала бывать там, а шла в наш клуб. Хорошо работал шашечный кружок, его охотно посещали пожилые рыбаки. Комсомольцы стали и первыми застрельщиками в спорте: созданная нами лыжная секция проводила вылазки на лыжах до Попова Острова, Шуерецкого и Подужемья. Во время этих походов мы проводили читки газет и беседы среди населения. С присущей молодежи горячностью и гордостью мы выполняли поручения партийной организации. По заданию укома партии комсомольцами была проведена большая работа по выявлению нуждаемости населения. На основании результатов этого обследования Кемским Советом были приняты меры по оказанию помощи беднякам Поморья: им были выданы бесплатно лошади, олени, коровы из числа отобранных у кулаков и купцов-рыбопромышленников. Комсомольские собрания всегда проходили живо и активно. Не было, пожалуй, ни одного комсомольского собрания, на котором не разучивалась бы новая революционная песня. Источник: (1963) За Советскую Карелию. Воспоминания о гражданской войне - Стр.392-395
 
67

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасибо!Мы прочитаем Ваше сообщение в ближайшее время.

Ошибка отправки письма

Ошибка!В процессе отправки письма произошел сбой, обновите страницу и попробуйте еще раз.

Обратная связь

*Политика обработки персональных данных