Харламов Александр Алексеевич — Боевые годы.
Участники
Страна: РСФСР, Карелия Харламов Александр Алексеевич - родился в Петрозаводске. Начал работать на Александровском заводе с 12 лет. Член КПСС с декабря 1917 г. В 1919 г. был в продовольственном отряде, участвовал в боях против интервентов на Петрозаводском направлении. В 1920 г. являлся политическим комиссаром ст. Кемь. За участие в подавлении белофинской авантюры в 1921—1922 гг. награжден жетоном «Честному воину Карельского фронта». В последующие годы — на партийной, профсоюзной и хозяйственной работе с Карелии. В начале 1918 года я работал на Александровском заводе машинистом в штамповочном цехе. После окончания империалистической войны завод почти бездействовал, лишь постепенно начиналось освоение продукции для мирного времени. Группа рабочих нашего цеха обратилась в профсоюзную организацию завода с просьбой оказать содействие в переводе нас на работу на Мурманскую железную дорогу. После переговоров с начальником участка службы тяги Мурманской железной дороги Г. Миронцевым мы были приняты в вагонные мастерские. Но накануне выхода на работу (в ночь с 17 па 18 марта 1918 г.) мастерские сгорели. Однако нас все же зачислили рабочими на пункт технического осмотра службы тяги. Работая на железной дороге, я вместе с другими членами партии проходил обучение военному делу. В ноябре 1918 года к нам на железную дорогу приехал политический комиссар Онежского завода В. П. Солунин. Он провел собрание членов и кандидатов партии в железнодорожном клубе, рассказал о международном положении, о том, что с Севера угрожает опасность, наступают интервенты. Он предложил добровольно записаться в отряд для оказания помощи в защите Мурманской железной дороги. Записалось в отряд более 100 человек, но к отправке явилось 89. Я тоже записался в этот отряд. Нам выдали оружие и обмундирование, но задержали до особого распоряжения в Петрозаводске для охраны железнодорожных сооружений. В декабре 1918 года нас разбили на три отряда и направили сопровождать маршрутные поезда с хлебом из Воронежской, Саратовской и Тамбовской губерний. Я был зачислен в отряд, который получил назначение в Тамбовскую губернию, в село Сулак, Кирсановского уезда. Командовал нашим отрядом Александр Григорьевич Чернов. Когда он заболел, командиром стал я. Отряд провел 5 маршрутных поездов с хлебом, из них: Два в Москву, два в Петроград и одни в Петрозаводск. В апреле 1919 года отряд распустили, часть его бойцов уехала на фронт в Заонежье. Я в это время заболел тифом. После выздоровления я вступил в отряд железнодорожников, которым командовал Сергей Михайлович Варакин. Отряд действовал в районе станций Суна, Кивач и деревин Викшицы. В конце июня 1919 года диверсанты подожгли железнодорожный и шоссейный мосты через реку Суну. Наш отряд выехал по тревоге к месту пожара. Когда мы подъехали, мосты еще горели, по спасти их уже было нельзя. Мы преследовали бандитов до Викшицы. В Суне отряд стоял до окончания постройки новых мостов. В конце декабря 1919 года я был отозван партийной организацией из отряда и назначен членом политотдела 4-го района Мурманской железной дороги. Вскоре после освобождения дороги от интервентов, 18 марта 1920 года я выехал вместе с отрядом под командованием Петра Васильевича Самосюка на север и был назначен политическим комиссаром станции Кемь. Моими помощниками были Василий Стрелков, Тимофей Егоров и Семей Битков. Главная наша задача состояла в налаживании политико-массовой работы среди железнодорожников станции. 10 мая 1920 года на партийном собрании железнодорожников и водников станции Сорока я был избран председателем бюро партийной организации объединенного коллектива железнодорожников и водников, где и проработал до апреля 1922 года. Будучи председателем партийной организации, я одновременно работал помощником начальника Полярного продовольственного района Мурманской железной дороги и заместителем председателя правления потребительского общества 3-го продрайона дороги. В те годы на дороге не хватало вагонов и паровозов. Большие трудности рабочие испытывали в продовольствии и промтоварах, в частности не хватало обуви. Так, начальник снабжения северной части дороги смог выделить на 21 тысячу рабочих только 27 пар отремонтированных ботинок. Приходилось своими силами ремонтировать паровозы, вагоны, изготовлять отдельные детали. В свободное от работы время в 1920 году рабочие станции Сорокская капитально отремонтировали паровоз. Устраивали субботники, воскресники и «средники» (по средам) по ремонту подвижного состава и заготовке дров для паровозов. Большую активность и энтузиазм на субботниках проявляли комсомольцы и беспартийная молодежь. Несмотря на эти трудности, рабочие работали добросовестно, с большим энтузиазмом и обеспечивали регулярное движение на дороге. Источник: (1963) За Советскую Карелию. Воспоминания о гражданской войне - Стр.452-455
76
Добавить комментарий