Шрифт:
Размер шрифта:
Межсимвольный интервал:
Межстрочный интервал:
Цветовая схема:
Изображения:

Зайкова Вера Андреевна — О начале Великой Отечественной войны узнала, будучи студенткой 1 курса Электротехнического института.

Гражданские

Страна: Россия, Карелия Зайкова Вера Андреевна, родилась в 1922 г. в д. Кувакино Приозерного района Архангельской области, русская. В 1940 г. окончила 10 классов школы № 1 г. Петрозаводска и поступила в Ленинградский электротехнический институт сигнализации и связи железнодорожного транспорта. В годы войны находилась в эвакуации в Архангельской области. По возвращении из эвакуации окончила Институт сельского хозяйства (г. Мичуринск) и работала в Институте биологии КарНЦ РАН. 1. О начале Великой Отечественной войны узнала, будучи студенткой 1 курса Электротехнического института (Ленинград), на собрании студентов и преподавателей института в июне 1941 г. На собрании объявили о добровольном решении большой группы студентов встать на защиту Родины. Таких мгновенно раздававшихся, искренних и мощных аплодисментов я не слышала за всю свою жизнь. 2. Изменились место и профиль учебы, состав семьи (погибли в ВОВ отец и брат). 3,4. В июле 1941 г. нас, студентов ЛЭТИИСС, отправили на с/х работы на ст. Любань Октябрьской ж.д., но в связи с начавшимися бомбардировками отпустили по домам, и я последним поездом приехала в Петрозаводск, где жили родители. В сентябре 1941 г. эвакуировались самостоятельно в товарном поезде на Беломорск, а далее по новой ветке* Северной ж.д. Эвакоудостоверение отцу дали на работе, сам же он оставался в отряде народного ополчения. Из вещей взяли одежду, обувь, некоторые спальные принадлежности (мама взяла швейную машину) и немного продовольствия, которого хватало только на дорогу. 5. Среди эвакуирующихся знакомых и родственников не было. Были в основном железнодорожники (мужчины, женщины, дети). Запомнилось, что мужчины говорили, что ж.д. ветка (Беломорск - Обозерская) еще не была окончательно сдана в эксплуатацию и только из-за военных действий по ней пустили поезда. Поезд наш шел очень медленно, сильно трясло, и несколько раз его бомбила вражеская авиация (выбегали и прятались в лесу). 6,7, 8, 9, 10, 11. Состав шел в глубь страны, но мы попросили высадить нас из вагона на ст. Плесецкая Северной ж.д. Архангельской обл., т. к. там были родственники. В дороге находились 5-7 дней. С помощью родственников нашли комнату. Получили карточки на хлеб и продукты. Я поступила на работу в 17 дистанцию службы пути Северной ж.д. Мама шила рукавицы (работала на дому в этой же организации, чтобы иметь рабочую карточку), сестра училась в школе. В конце 1942 г. нам дали комнату во вновь построенном доме для специалистов ж.д. транспорта (там строились вторые пути Сев. ж. д.). Выделили небольшой участок земли под картофель, для дров (пилили старые, выбракованные с пути шпалы). Раньше ходили в лес и пилили деревья с корня, на санках привозили. С работы иногда давали ордера на рабочую обувь и одежду, материал. Бывало, что променивали вещи на молоко и картофель. Зарплата была небольшая, в переводе на современные деньги от 40 до 80 руб. в месяц, но принимали участие в сборе средств в Фонд обороны и для подарков на фронт. Общались в основном с рабочими и служащими - железнодорожниками. В нашем учреждении 17 дистанции пути было много эвакуированных среди как путевых рабочих, так и специалистов: техники, инженеры, бухгалтеры из Ленинграда, Зап[адной] Украины, Москвы, Прибалтики. Это были очень интеллигентные и образованные люди. Среди рабочих [тоже] были эвакуированные из Белоруссии, Ленинградской обл., Зап[адной] Украины, Прибалтики. Все работали очень хорошо и дружно! Трудились не покладая рук, без выходных и отпусков. Почти все воскресенья служащие работали по ремонту пути. В поселке был клуб, куда ходили в кино. Получали некоторые газеты. Небольшую часть информации получали друг от друга на работе, т. к. работали не только днем, но и вечерами и ночами, дежуря на селекторной связи. Дорога имела большое стратегическое значение, все время шли воинские эшелоны. Это была единственная связь Мурманска с Москвой. Ответственность за состояние пути была строжайшая, на ж.д. мостах стояла охрана (воинские части). 12. В конце августа 1944 г. я уехала учиться в с/х институт в только что освобожденный Мичуринск. Трудностей хватало, первое время спала на соломе, потом появились кровати. Учебный корпус и общежитие не топили, занимались в пальто, фуфайках, шубах, шинелях. Питание 2 раза в день: горячая похлебка из пшена или чипы (бобовое) и 800 г хлеба. Летом 1945 г. работали на валке леса. День Победы встретила студенткой. Ночью выбежали из общежития на площадь, где был фейерверк (салют), плакали, радовались. Мама с сестрой выехали из эвакуации в Петрозаводск в 1945 г. самостоятельно поездом. Я после окончания института в 1949 тоже приехала к Петрозаводск, где осталась работать. * Имеется в виду железнодорожная ветка Сорокская (Беломорск) - Плесецкая, которая вошла в эксплуатацию в 1941 г. (см.: По обе стороны Карельского фронта. Документы и материалы. Петрозаводск, 1995). Источник: АКНЦ РАН. Подлинник. (2015) Эвакуированная Карелия: Жители республики об эвакуации в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 - Стр.39-42
 
36

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасибо!Мы прочитаем Ваше сообщение в ближайшее время.

Ошибка отправки письма

Ошибка!В процессе отправки письма произошел сбой, обновите страницу и попробуйте еще раз.

Обратная связь

*Политика обработки персональных данных