Шрифт:
Размер шрифта:
Межсимвольный интервал:
Межстрочный интервал:
Цветовая схема:
Изображения:
П.Н. Демин — Штурманское обеспечение флотилии.

П.Н. Демин — Штурманское обеспечение флотилии.

Участники

Страна: СССР Демин Павел Николаевич. Родился в 1910 году в Крымской области. Член КПСС с 1931 г. С июля по август 1944 г.— флагманский штурман Онежской военной флотилии. Принимал непосредственное участие в боевых действиях кораблей флотилии. Награжден орденом Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, двумя орденами Красной Звезды и несколькими медалями. В настоящее время капитан 1 ранга в отставке П. Н. Демин живет в Перми. Хорошо известна роль штурманского обеспечения в боевой деятельности любого подразделения морских сил. В Онежской флотилии специальная подготовка личного состава штурманских боевых частей на организационном этапе летом и осенью 1941 года была крайне недостаточна. Обеспечение пособиями для плавания, мореходными приборами, инструментами, навигационное оборудование района боевых действий были не налажены, так как гидрографический участок флотилии только формировался. В это время военным морякам большую помощь оказал начальник технического участка Онежского пароходства П. П. Абросимов, который, понимая положение флотилии, обеспечивал наши корабли имевшимися у него пособиями для плавания (картами и лоциями Онежского озера). Первоначально пароходство обеспечивало флотилию и девиатором (специалистом по установке и налаживанию компасов). Обязанности штурманов на канонерских лодках выполнялись помощниками командиров кораблей, дел у которых было чрезвычайно много, так как они же были и артиллеристами, и связистами. Командиры кораблей и их помощники, за редким исключением, не имели достаточной штурманской подготовки. Пожалуй, только командир канонерской лодки В. Т. Никулин имел достаточную и командирскую, и штурманскую подготовку: лично сам аккуратно вел прокладку и делал положенные записи в навигационном журнале. Из рулевых хорошо был подготовлен только командир отделения на одной из колесных канонерских лодок старшина 2 статьи В. С. Медведев. Рулевой Устинков, ранее плававший на буксирном пароходе Онежского пароходства и зачисленный на военную службу вместе со своим кораблем, был ценен тем, что хорошо знал район и особенности плавания на Онежском озере, но его теоретическая подготовка по основам рулевого дела была слабой. Основными задачами штурманской специальной подготовки являлись следующие: изучение кораблей, их маневренных качеств, материальной части, особенностей района плавания, условий плавания в различных частях Онежского озера и его реках (Свирь, Вытегра, Андома, Водла), а также в Онежском обводном канале, умение пользоваться морской картой, штурманскими приборами и инструментами. Занятия проводил флагманский штурман флотилии. Обучение велось индивидуально с офицерами, старшинами и рядовым составом кораблей. Групповых занятий не было, так как не представлялось возможным собирать людей. Офицеры, старшины и рядовые к повышению своей специальной подготовки относились с большой ответственностью и, несмотря на трудности и занятость, с усердием выполняли все, что от них требовалось. В период зимовки 1941/42 года времени на боевую подготовку было крайне мало, но занятия с личным составом по специальностям проводились. В кампанию 1942 года активную деятельность развернул гидрографический участок. Под руководством начальника, хорошо подготовленного специалиста-гидрографа старшего лейтенанта Т. И.Зуйкова проводилась большая работа по обеспечению боевой деятельности Онежского отряда кораблей. Прежде всего район боевых действий и пункты базирования кораблей отряда были оборудованы в навигационном отношении: ведена в действие маячная, налажена манипуляторная служба, которая обеспечивала действие огней, знаков и маяков по отдельным заявкам и указаниям штаба. Корабли стали нормально снабжаться штурманскими приборами, инструментами и пособиями для плавания. Были организованы извещения кораблей и штабов соединений об изменениях в системе навигационной обстановки, своевременно и точно выполнялись оперативные задания штаба отряда кораблей. Весь этот большой объем работ добросовестно и инициативно выполнялся подчиненными старшего лейтенанта Зуйкова офицерами В. В. Беловым, В. М. Цветковым, И. И. Плехановым и С. Н. Гиршевым. В этот период занятия по штурманской специальности также проводились преимущественно индивидуально. Однако проводить их было легче потому, что офицеры и старшины, а также и многие рулевые на канонерских лодках в основном остались те же, что и в 1941 году, и были уже достаточно подготовлены, а командиры броневых и торпедных катеров имели хорошую теоретическую штурманскую подготовку, полученную в учебных заведениях. Задача сводилась к их практическому обучению штурманскому делу, с учетом особенностей плавания по Онежскому озеру и прилегающим к нему рекам. Несмотря на сложные условия района плавания, чисто навигационных, то есть штурманских, аварий как в 1942 году, так и в последующие годы наши корабли не имели. Большая аварийность, связанная с повреждением гребных винтов и линий валов на катерах, вызывалась тем, что район восточной части озера, отдельные участки рек и судоходных каналов, особенно рек Водлы и Вытегры от города Вытегры до устья, были чрезмерно засорены топляками и плавающими бревнами. Катера часто выходили из строя из-за столкновения с топляками. Кроме того, многие пункты базирования и временные стоянки кораблей и катеров не всегда были оборудованы причалами. Корабли и катера часто отстаивались у необорудованного берега реки или канала, маскируясь под заросли их берегов. В момент швартовки к таким местам или при отходе катеров от ударов о различные коряги ломались лопасти винтов, катера выходили из строя и становились на ремонт. Для уменьшения аварийности по указанию штаба иногда проводилось специальное протраливание отдельных плесов. Затраленные топляки убирались, а в целях уменьшения случаев столкновения с плавающими бревнами на катерах при их движении по реке или каналу устанавливалось дополнительное наблюдение. На зимние стоянки корабли совершали переходы по Мариинской системе и Рыбинскому водохранилищу. Этот внутренний водный путь, являвшийся тыловой коммуникацией флотилии, был неплохо освоен личным составом кораблей, а специалисты штурманских боевых частей приобрели достаточный опыт плавания по рекам и каналам. Переходы проводились своевременно, до ледообразования и падения уровня воды в реках, неудачный опыт перехода кораблей флотилии из Вытегры на Волгу осенью 1941 года был учтен. Гидрографический участок теперь хорошо обеспечивал корабли и соединения современными пособиями для плавания по Мариинской системе. К началу кампаний 1943 и 1944 годов корабли и весь их личный состав приходили на Онежское озеро хорошо подготовленными для успешного решения стоявших перед ними боевых задач. Дивизионы кораблей и катеров теперь имели своих дивизионных специалистов, в том числе и дивизионных штурманов. Боевая подготовка по специальностям приняла теперь более стройный и организованный характер. В августе 1943 года был совершен мощный огневой налет торпедных и броневых катеров флотилии по опорному пункту противника в районе реки Мегры (южная часть озера). Этот боевой эпизод имел поучичительное значение с точки зрения его подготовки и осуществления. Реактивные установки «катюша» на торпедных катерах еще не нашли широкого использования в бою. В юго-восточной части озера был создан временный специальный полигон, на котором проведено испытание боевых реактивных снарядов с катеров, вооруженных установками «катюша», а наблюдатели со специальных постов, вооруженные оптическими приборами, фиксировали разрывы снарядов. Обработка результатов наблюдения позволила определить положение осей эллипса рассеивания реактивных снарядов, выпущенных одиночным катером и группою катеров, в зависимости от дистанции стрельбы. С учетом специально проведенных исследовательских испытаний были избраны боевой курс и точка залпа дивизиона торпедных катеров для атаки опорного пункта противника в районе реки Мегры. Гидрографический участок под руководством старшего лейтенанта Т. И. Зуйкова по заданию штаба флотилии оборудовал район боя, выставил скрытые от противника створные знаки и секретные огни для ориентации и определения точного места катеров в момент залпа. Успешность стрельбы во многом зависела от того, насколько точно катерники будут знать свое место, позицию, т. е. точку залпа и курсовой угол на цель. Все катера следовали в назначенную точку сомкнутым строем кильватера согласно предварительно сделанным расчетам, пользуясь для определения места специальным береговым навигационным оборудованием. Углы отворота от диаметральной плоскости пусковых реактивных систем на катерах были установлены заранее согласно произведенным штурманским и артиллерийским расчетам. В точно назначенное и согласованное с армейским командованием время был сделан залп дивизиона торпедных катеров. Семь катеров одновременно, практически из одной огневой позиции выпустили более 200 реактивных снарядов. Все они легли на территорию противника в полном соответствии с расчетами и в строго установленное время. После залпа торпедных катеров и огневого налета бронекатеров и кораблей флотилии части стрелковой дивизии, заранее сосредоточенные у переднего края обороны, пошли в атаку и овладели опорным пунктом противника. Опорный пункт был ликвидирован. Действия военных моряков Онежской флотилии получили высокую оценку сухопутного командования. К началу кампании 1944 года боевая выучка личного состава флотилии, сплоченность и боевая готовность кораблей соединений еще более повысились. Командиры кораблей и катеров и весь личный состав штурманских боевых частей уже хорошо освоили условия и особенности плавания в районе боевых действий и могли самостоятельно выполнять любые боевые задания. Источник: (1980) Боевые вымпела над Онего - Стр.173-178
 
21

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасибо!Мы прочитаем Ваше сообщение в ближайшее время.

Ошибка отправки письма

Ошибка!В процессе отправки письма произошел сбой, обновите страницу и попробуйте еще раз.

Обратная связь

*Политика обработки персональных данных