Шрифт:
Размер шрифта:
Межсимвольный интервал:
Межстрочный интервал:
Цветовая схема:
Изображения:
Харитонов Павел Александрович — Первые шаги в строительстве Советской школы в Карелии.

Харитонов Павел Александрович — Первые шаги в строительстве Советской школы в Карелии.

Гражданские

Страна: РСФСР, Карелия Харитонов Павел Александрович - родился в 1882 г. а с. Святнаволоке, Повенецкого у., Олонецкой губ. С 1901 г. работал учителем в с. Янгозере, Повенецкого у. С октября 1915 г. но декабрь 1917 г. служил в армии. В годы гражданской войны являлся заведующим и учителем Медвежьегорской и Лодейнонольской железнодорожные школ. В последующие годы — на педагогической работе в Петрозаводске и районах республики. Награжден орденом Ленина. В настоящее время — персональный пенсионер, заслуженный учитель КАССР. В декабре 1917 года как бывший учитель я был освобождён из армии и приехал домой в Карелию. Вскоре меня назначили заведующим железнодорожной школой на станции Медвежья Гора. Но школы еще не существовало, ее надо было организовать. Кроме того, мне вменялось в обязанность создание и летней детской площадки для детей рабочих-железнодорожников, а также совета клуба и культкомиссии. Организация школы проходила в очень трудных условиях: не было помещения, оборудования, учебных пособий. Почти весь февраль ушел на различные хлопоты: прием учащихся, поиски учебников, учебных пособий, письменных принадлежностей. Большую помощь в этом нам оказывали местные организации, куда я неоднократно обращался с просьбами. В оборудовании школы инвентарем нам помогла строительная организация. Учебники, учебные пособия (географические карты, глобусы и др.), а также письменные принадлежности мне отпустил склад бывшего повенецкого земства. Часть пособий была получена из Петрозаводска. Острее всего стоял вопрос с помещением. Предназначенный под школу барак из 6 комнат занимала железнодорожная строительная организация. В нашем распоряжении была пока одна свободная комната примерно 25—27 квадратных метров, в которой мы и начали занятия. Кроме меня, в школе начала работать учительница А. Нейман — молодая девушка с шестиклассным гимназическим образованием, без какой-либо педагогической подготовки. Поэтому, помимо всяких организационных вопросов, мне приходилось много помогать Нейман в подготовке и проведении уроков. Занимались мы в две смены. Только к концу февраля помещение, предназначенное для школы, было полностью освобождено. Три большие комнаты в нем мы отвели под классы. После некоторых переделок здание было подготовлено к занятиям. В начале марта ко мне из Повенца переехала жена, тоже учительница, и мы теперь стали работать в школе втроем. Затем из Петрозаводска прибыла учительница С. П. Лебедева, и мы смогли проводить занятия в одну смену. Количество учащихся росло с каждым днем. Работа усложнялась тем, что ученики были с самой разнообразной подготовкой, из разных школ, а многие с большими перерывами в учёбе. До конца же учебного года оставалось всего три месяца. Это потребовало от нас исключительной напряженности в работе. И надо сказать, что труд и энергия, затраченные нами, не пропали даром. К концу учебного года коллектив школы пришел с удовлетворительными результатами. Несмотря на большую занятость учебными занятиями, мы выкраивали время и на проведение внеклассной работы среди учащихся. Так, в школе был организован кружок рукоделия (1 — 2 часа в неделю). Девочки посещали занятия очень охотно и получили много полезных навыков. Нельзя не рассказать про один любопытный случай, который произошел у нас во время организации школы. Однажды к нам явился священник Лумбушского прихода Успенский и предложил свои услуги в преподавании «закона божия». Мы ему разъяснили, что в советской школе нет такого предмета. Позднее церковники обратились к нам с просьбой разрешить им отслужить в школьном помещении пасхальное богослужение для верующих. В этом тоже было отказано. Убедившись, что в советской школе служителям церкви нет места, они повели скрытую агитацию против новой школы, однако их агитация успеха не имела, население охотно отдавало своих детей учиться. Как я уже говорил, число учащихся росло очень быстро, и возник вопрос постройки к осени новой школы. Уже весной началось строительство специального школьного здания, но в середине лета, ввиду начавшейся иностранной интервенции на Севере, строительство было приостановлено. Наряду с организацией школы мы проводили и культурно-просветительную работу среди населения станции. Одно из помещений железнодорожного склада было пере-оборудовано под театр. Здесь устраивались общие собрания, проводились доклады, лекции, силами членов драмкружка с успехом ставились спектакли. Темы докладов и лекций, репертуар наших постановок сейчас, за давностью, припомнить уже не могу, но они отвечали духу того времени, и наш театр население посещало очень охотно. К числу проводимых нами внешкольных мероприятии надо отнести и устройство летней детской площадки. В этом деле нам большую помощь оказали материальная служба участка и строительная организация. Площадку посещало 25—30 детей. Работа в основном проводилась на воздухе. Были собраны кое-какие игрушки, устраивались коллективные игры, небольшие экскурсии. Занимались с детьми поочередно учительницы, иногда им помогали женщины, свободные от домашних дел. В начале августа меня вызвали в Петрозаводск, в культотдел дороги, и там предупредили, что в связи с началом интервенции на Севере возможна эвакуация школы, и надо быть готовым к этому. В двадцатых числах августа я получил распоряжение: учебные пособия и книги упаковать и вместе с классной мебелью сдать начальнику участка службы пути дороги, а самому с семьей выехать в Лодейное Поле и принять там заведование железнодорожной школой. 30 августа я выехал в Лодейное Поле. В Лодейном Поле я принял небольшое помещение железно-дорожной школы, в которой обучалось около 150 детей. В новом учебном году в школе должно было учиться не менее 400 детей. Следовало срочно решить вопрос о дополнительном помещении для школы. Через существовавший в то время ревком станции Лодейное Поле школе было передано строившееся для дороги здание в 7—8 комнат и дополнительно 8 комнат под квартиры учителей. Перепланировка здания и отделки помещений шли очень медленно. Начальник службы пути Пилсудский, какой-то родственник маршала Пилсудского*, саботировал эти работы. Лишь после приезда на станцию начальника дороги и благодаря решительным требованиям со стороны железнодорожников достройка пошла быстрее, и примерно через месяц мы въехали в новое помещение. Школа была укомплектована квалифицированными преподавателями. В новом помещении оборудовали столовую, и учащиеся стали получать обеды. В связи с этим надо отметить работу руководителей продовольственных органов дороги Румянцева и Шибанова, которые в такое трудное время ухитрялись снабжать школу и учителей необходимыми продуктами. Но мы и сами не сидели сложа руки. На одном из заседаний педагогического совета в начало 1919 года учителя школы обсудили вопрос об организации при-школьного участка как для проведения учебно-практической работы учащихся, так и в целях получения дополнительных продуктов для завтраков и обедов, организованных при школе. Вблизи школы был отведен участок земли около 1 гектара. Как только сошел снег, мы приступили к обработке участка. Общее руководство работами возложили на биологов Е. Р. Фрейдлинг и Е. С. Якимовскую. Ежедневно выходило на работу 50—60 учащихся и несколько учителей. И уже в конце июня, в июле к продуктам, отпускаемым на завтраки продовольственными органами, стали добавляться овощи из своего огорода: зеленый лук, редис, салат, огурцы, позже — помидоры, картофель. Кроме работы на пришкольном участке, наши учащиеся, под руководством учителей, занимались сбором лекарственных растений для лодейнопольской уездной аптеки. Затем силами учащихся мы начали хорошее, полезное дело — занялись озеленением своего города. Лодейное Поле к тому времени не имело ни одного сада, ни одного бульвара. Школа решила сделать почин в этом деле и озеленить набережную города. С этой целью группа учеников старших классов, под руководством учителей, выехала на пароходе в хозяйство Лоянской лесной школы и привезла оттуда 80 молодых деревцев, которые затем были высажены на набережной. По четвергам в школе проводились занятия различных кружков: столярного, рукоделия, хорового пения, художественного слова, танца и музыки. 7 августа 1919 года в Петрозаводске собрался съезд учителей железнодорожных школ. Председателем съезда избрали меня. В повестке дня работы съезда стоял один вопрос: о состоянии народного образования на железной дороге и мероприятиях по реорганизации школ в 1919/20 учебном году. После доклада выступали представители школ с информацией о проделанной работе за 1918/19 учебный год. Учителя нашей Лодейнопольской школы рассказали, что нам удалось сделать в классе, на огороде, какую мы вели общественную работу. На съезде выяснилось, что наша школа оказалась одной из немногих, в которой учащимся прививались трудовые навыки. Как и следовало ожидать, на съезде выступили защитники старой школы, но большинство учителей их не поддержало. Съезд призвал учителей к активному участию в строительстве новой, советской трудовой, школы. Вскоре после съезда я был назначен заведующим отделом социального воспитания Лодейнопольского уездного отдела народного образования. Не вдаваясь в подробности работы уездного отдела народного образования, остановлюсь только па одном важном мероприятии, которое лам удалось осуществить. Мы решили придать сельским школам сельскохозяйственной уклон. Наше предложение было одобрено уездным исполкомом. После этого я вступил в переговоры с отделом народного образования Олонецкого уезда, чтобы совместно создать курсы учителей в помещении бывшего Свирского монастыря, использовав для этого хозяйство монастыря и практиков-огородников и садоводов. В Олонце с этим согласились. И весной 1920 года нами были организованы 4-недельные сельскохозяйственные курсы, на которых обучалось по одному учителю из каждой школы. На курсах читались лекции на политические темы и по агрономии. Огородники и садоводы рассказывали о том, как нужно выращивать овощи, высаживать плодовые деревья и ухаживать за ними и т. д. Несколько позже в монастыре была открыта общегубернская сельскохозяйственная школа. * Пилсудский — польский националист, ярый враг Советской власти, с 1926 по 1935 г.— фашистский диктатор Польши. Источник: (1963) За Советскую Карелию. Воспоминания о гражданской войне - Стр.494-499
 
34

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасибо!Мы прочитаем Ваше сообщение в ближайшее время.

Ошибка отправки письма

Ошибка!В процессе отправки письма произошел сбой, обновите страницу и попробуйте еще раз.

Обратная связь

*Политика обработки персональных данных