Шрифт:
Размер шрифта:
Межсимвольный интервал:
Межстрочный интервал:
Цветовая схема:
Изображения:
Е.С. Ступин (Майор запаса). Боевой соратник Сафонова.

Е.С. Ступин (Майор запаса). Боевой соратник Сафонова.

Участники

Страна: СССРПериод: Великая Отечественная война (1941-1944) Наше знакомство с Алексеем Ивановичем Яковенко состоялось еще в июле 1939 года, во время моего приезда к брату Борису Сафонову в Белоруссию. Запомнились добрый взгляд серых глаз, слегка волнистые темно-каштановые волосы. За время совместной службы в Белорусском особом военном округе Борис, Алексей и Александр Коваленко крепко сдружились. Они активно участвовали в спортивных играх, в выступлениях коллектива художественной самодеятельности, выступали перед колхозниками с беседами и докладами, состязались в летном мастерстве. В декабре того же года авиаэскадрилью, в которой служили друзья, перевели на Север для формирования там 72-го смешанного авиационного полка. Летчики радовались новому назначению. Их воображение пленяла полярная ночь со всполохами северного сияния, долгий полярный день с незаходящим солнцем. В ту пору в Европе складывалась напряженная военно-политическая обстановка. Фашистская Германия аннексировала ряд соседних государств. Война подходила к границам нашей Родины. Поэтому авиаторам предстояло в кратчайшие сроки освоить полеты в сложных климатических условиях, подготовить себя к защите Крайнего Севера. В январе 1940 года начались первые тренировочные полеты. Сравнительно в короткий срок Алексей Яковенко, Александр Коваленко и Борис Сафонов освоили полеты в новых для них метеорологических условиях. И когда весной старшего лейтенанта Сафонова назначили командиром эскадрильи, сформированной из молодых летчиков, прибывших из авиашкол, Коваленко и Яковенко стали надежными помощниками молодого комэска в обучении пополнения. За короткое время эскадрилья Сафонова стала передовой в полку. Все летные задания экипажи выполняли с хорошими и отличными оценками. С первых дней вероломного нападения гитлеровской Германии на нашу Родину летчики эскадрильи Сафонова вели упорные и напряженные воздушные бои с противником, демонстрируя высокое боевое мастерство, проявляя мужество и отвагу. Алексей Яковенко выполнял самые разнообразные боевые задания. Он вылетал на штурмовку наземных частей противника, отражал вражеские налеты на Мурманск и Полярный, вел разведку военно-морских баз противника, прикрывал от фашистских бомбардировщиков наших десантников. В июле 1941 года на Северный флот поступили новые самолеты Миг-3. С Черноморского флота прибыло звено в составе старшего лейтенанта Дмитрия Соколова, лейтенантов Николая Толстикова и Захара Сорокина — будущего заполярного Маресьева. С Балтики прислали старшего лейтенанта Калугина, лейтенантов Аэропетяна и Цыбанова. Двух из наиболее подготовленных летчиков — Алексея Яковенко и Андрея Шевченко — взяли из эскадрильи Сафонова в группу МИГов, командовать которой назначили капитана Алексея Кухаренко. В конце июля сорок первого года четверка истребителей Миг-3 впервые вылетела на бомбардировку вражеского объекта в норвежском городе Киркенесе. Полет был рассчитан на полный радиус, и поэтому всякое уклонение от маршрута или ведение воздушного боя с вражескими истребителями исключались. Для более экономного расхода горючего было решено осуществить вылет парами. Маршрут проходил через Мотовский залив на полуостров Рыбачий и далее на Киркенес. Самолеты шли на высоте 6—7 тысяч метров. В районе цели они снизились до 5 тысяч метров и с пикирования сбросили бомбы на вражеские объекты. В первой паре были Алексей Кухаренко и Дмитрий Соколов. Вначале гитлеровцы приняли МИГи за свои машины и открыли огонь лишь после того, как, отбомбившись, наши самолеты отходили от цели. Для второй пары — Алексея Яковенко и Андрея Шевченко, прилетевших на цель через 20 минут после удара первой пары, — полет оказался труднее. При подходе к цели вражеские зенитчики открыли по ним яростный огонь. После сброса бомб при отходе от цели осколками близко разорвавшегося зенитного снаряда был ранен Шевченко. Он передал об этом по радио ведущему. Яковенко запросил: — Как самочувствие? Долетишь домой? — Во что бы то ни стало, долечу, самолет не брошу, — ответил Шевченко. Алексей приказал товарищу вывести самолет вперед и следовать на аэродром, а сам прикрыл его от возможного нападения противника. Подлетая к Рыбачьему, Яковенко заметил два вражеских истребителя Me-109. Они шли прямо на североморцев. Ясно было, что фашисты решили навязать бой. Яковенко передал раненому Андрею: — Иди на аэродром, а я займусь «мессерами». Алексей прекрасно понимал, что из-за нехватки горючего ему уже не долететь до своего аэродрома. Но о себе он не думал. Яковенко тревожился за Андрея и был готов на все ради спасения товарища. Имея превосходство в скорости и маневре, отважный североморец смело атаковал ведущего фашиста. В завязавшейся скоротечной схватке Яковенко подбил одного из «мессершмиттов», оставляя шлейф черного дыма, гитлеровский самолет отвернул в сторону аэродрома Луостари. Второй гитлеровец также поспешил выйти из боя. Яковенко взял курс на аэродром. Взглянув на остаток топлива в баках, понял, что до дома ему не дотянуть. Алексей запросил по радио Шевченко, но Андрей не отвечал. Щемящая боль обожгла сердце Яковенко при мысли о неизвестной судьбе раненого товарища. Подлетая в район Полярного, Алексей внимательно осматривал побережье, зная, что с минуты на минуту мотор может заглохнуть и придется садиться в сложных условиях. Произвел он вынужденную посадку в районе Полярного. На следующий день он был доставлен на свой аэродром. Оставшиеся на земле авиаторы с нетерпением ждали их возвращения. Вернулись и произвели посадку самолеты Кухаренко и Соколова. Они коротко рассказали о выполнении задания и ушли на командный пункт докладывать о результатах удара. Расчетное время на запас горючего второй пары подходило к концу. На аэродроме услышали рокот мотора, и через несколько секунд из облачности, нижняя кромка которой была на высоте около 1500 метров, выскочил планирующий под углом в 20 градусов Миг-3. Самолет вышел из планирования и вдруг перешел в пикирование, словно преследовал врага. С углом в 60—70 градусов самолет врезался в воды Кольского залива... Кто это был? На эти волнующие всех авиаторов вопросы ответить сразу никто не мог. Лишь на следующий день, когда возвратился Яковенко, все узнали подробности трагедии вчерашнего дня. Андрей Шевченко, будучи тяжело раненным, сумел найти в себе силы и волю, чтобы долететь до аэродрома. Он спас бы самолет и себя, но в последний момент силы оставили мужественного летчика. Шевченко потерял сознание, и самолет вместе со славным сыном Родины вошел в свое последнее пике... В один из сентябрьских дней четверка истребителей, ведомая командиром звена старшим лейтенантом Яковенко, поднялась в хмурое небо. Посты ВНОС сообщили, что к Полярному проследовали фашистские бомбардировщики. Над побережьем в облачности появились просветы, и над морем небо совсем прояснилось. Яковенко плавно переваливал истребитель с крыла на крыло для лучшего наблюдения за воздухом. Неожиданно слева североморцы заметили вспышки зенитных разрывов, а внизу — в дымке горизонта советские военные корабли и над ними фашистские пикирующие бомбардировщики Ю-88. Они пытались произвели повторный заход для бомбового удара. «Внезапность, спокойствие и минимальная дистанция открытия огня — залог победы», — вспомнил Яковенко напутственные слова своего друга Бориса Сафонова. Истребители североморцев выбрали цели. Самолет ведущего устремился в атаку. Но на борту вражеского стервятника оказался опытный стрелок. Он не давал возможности истребителю Алексея зайти в «мертвую» зону «юнкерса». Увеличив до предела скорость, со снижеинем гитлеровец стал уходить в сторону, надеясь избежать боя. Яковенко продолжал преследовать противника и навязал ему бой. Фашист яростно отбивался короткими прицельными очередями. Алексей выпустил по стервятнику несколько коротких очередей, и вражеский стрелок умолк. Фашистский летчик метался. Яковенко не спеша отвернул в сторону, выбрал удобную позицию для атаки и короткой очередью подбил правый мотор, как учил Сафонов. Потом перешел влево и пулеметной очередью резанул по кабине. Фашист перевернулся через крыло и отвесно врезался в волны Баренцева моря. Другие гитлеровцы, атакованные североморцами, беспорядочно сбросили бомбы и ринулись наутек в разные стороны. Отважные сафоновцы возвратились на аэродром с победой. Комэск Сафонов и комиссар эскадрильи Петр Редков собрали всех летчиков и произвели подробный разбор боевого вылета звена Яковенко. За выполнение задания командования оно получило высокую оценку. В октябре 1941 года Сафонову было поручено командованием формирование нового, 78-го истребительного авиаполка. Отважный комэск стал его командиром. Командиром 1-й авиаэскадрильи назначили старшего лейтенанта Алексея Яковенко, а военным комиссаром Льва Фодорова. Началась боевая деятельность летчиков нового 78 ИАП. Первыми его боевой счет открыли летчики Диамид Синев и Павел Обувалов, сбившие над линией фронта Me-110. Боевой счет полка под руководством Сафонова рос изо дня в день. Но за радостными победами случались и горькие утраты. В конце октября установилась морозная погода. В ночное время часто наблюдалось северное сияние. Оно представляет опасное явление во время полетов. При северном сиянии возникают магнитные бури, которые влекут отклонение стрелок магнитных компасов порой до 90 градусов. Это и стало причиной гибели командира эскадрильи А. И. Яковенко. При возвращении с боевого задания началась поземка, которая усложнила и без того трудные условия ведения визуальной ориентировки на местности. Самолет Яковенко произвел вынужденную посадку из-за выработки горючего в баках. И лишь в апреле 1942 года самолет и замерзший Алексей Яковенко были найдены на берегу Ловозера. Захоронили славного сокола Заполярья вместе с погибшими в начале апреля на самолете СБ из 72-го Краснознаменного смешанного авиационного полка летчиком Василием Егоровичем Зуевым и штурманом Михаилом Платоновичем Фадеевым на кладбище поселка Ваенга — ныне города Североморска. Источник: (2000) Слава тебе Карельский фронт. Воспоминания ветеранов - Стр.32-35
 
71

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасибо!Мы прочитаем Ваше сообщение в ближайшее время.

Ошибка отправки письма

Ошибка!В процессе отправки письма произошел сбой, обновите страницу и попробуйте еще раз.

Обратная связь

*Политика обработки персональных данных