Шрифт:
Размер шрифта:
Межсимвольный интервал:
Межстрочный интервал:
Цветовая схема:
Изображения:
Воспоминания П.С. Прокконена. Тыл-фронту.

Воспоминания П.С. Прокконена. Тыл-фронту.

Гражданские

Страна: СССР Прокконен Павел Степанович. Родился в 1909 г. в дер. Клюшина Гора Петровского района Карельской АССР. Карел. Член КПСС с 1930 г. Все годы Великой Отечественной войны являлся председателем Совета Народных Комиссаров Карело-Финской ССР. В годы, войны был также уполномоченным Государственного Комитета Обороны по обеспечению Кировской железной дороги дровами, а позднее и уполномоченным Государственного Комитета Обороны по восстановлению Кировской железной дороги. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами "Знак почёта" и медалями. В настоящее время - председатель Президиума Верховного Совета Карельской АССР. В дни тяжелых испытаний Великой Отечественной войны трудящиеся Советской Карелии самоотверженно ковали победу в тылу, отдавая все свои силы на помощь фронту. Нападение немецко-финских захватчиков вызвало волну гнева и ненависти. На всех промышленных предприятиях, в учреждениях, колхозах и совхозах республики прошли многолюдные митинги и собрания, на которых трудящиеся заявляли о своей готовности встать на защиту любимой Родины, говорили о желании еще лучше трудиться и оказывать всемерную помощь Красной Армии в разгроме врага. Рабочие и служащие давали торжественное обязательство повысить производительность труда и работать за двоих-троих. Утром 22 июня 1941 года в ЦК компартии состоялось совещание ответственных партийных и советских работников. Совещание продолжалось недолго. На нем определили мероприятия по мобилизации и договорились, чтобы все товарищи немедленно продумали меры по перестройке всей жизни на военный лад. Я всматривался в лица людей, собравшихся в зале заседаний ЦК. Все серьезные, сосредоточенные, собранные. Если кто и волнуется, старается не показать виду. Невозмутимо спокоен О. В. Куусинен, член Центрального Комитета КПСС, работавший в то время председателем Президиума Верховного Совета нашей республики. За его плечами огромный опыт революционного борца, опыт горячих политических схваток и классовых столкновений, человек, переживший революционное подполье, несколько лет работавший рядом с В. И. Лениным, бывший одним из руководителей Коминтерна, высокообразованный марксист, он мужественно смотрел в глаза опасности. В зале есть и другие товарищи, участники революций и гражданской войны, люди, как говорится, нюхавшие порох и слышавшие свист пуль. Молодые работники, выросшие уже в мирное время. Вероятно, они в ту минуту не представляли всей полноты надвинувшейся опасности и полностью не избавились от настроений беспечности. Во всяком случае, ни у кого не было ни малейшего испуга и растерянности, все были полны энергии и готовы выполнить свой долг. В начале июля состоялись собрания партийного актива в каждом районе республики для обсуждения первоочередных практических мер по перестройке всей работы в соответствии с требованиями военного времени и мобилизации сил трудящихся Карелии на помощь фронту. Краткими и дельными были выступления участников собраний. Мне особенно запомнилось выступление Отто Вильгельмовича Куусинена на собрании актива петрозаводской городской партийной организации в середине июля. Человек, умудренный огромным опытом политической работы, партийной и государственной деятельности, он пользовался среди трудящихся большим авторитетом. О. В. Куусинен говорил, что у нас в этот тяжелый момент много всяких дел, но надо не упускать главное, надо мобилизовать все силы партийной организации и всех трудящихся на помощь фронту и оказать Красной Армии такую практическую помощь, чтобы враг не смог использовать территорию Карелии для нападения на Ленинград, Отто Вильгельмович подчеркнул необходимость быстрейшей перестройки работы промышленности на военный лад. С первых дней войны тысячи трудящихся приходили в партийные и комсомольские комитеты, в военные комиссариаты с заявлениями об отправке их на фронт добровольцами. Это была поистине грандиозная демонстрация советского патриотизма. Одной из важнейших первоочередных мер явилось создание истребительных батальонов. ЦК компартии поставил неотложную задачу — в короткий срок создать во всех городах, крупных населенных пунктах истребительные батальоны. Формировались они из добровольцев — рабочих и служащих предприятий и учреждений. В обычные дни эти бойцы трудились на своих рабочих местах, вечерами изучали военное дело, а в случае тревоги должны были быстро собраться и, вооружившись, отправиться туда, где грозила опасность. В Петрозаводске было создано три истребительных батальона. Большую роль в их формировании сыграли Петрозаводский горком партии и его секретарь Н. А. Дильденкин и ЦК комсомола республики и его секретарь Ю. В. Андропов. Они подбирали личный и командный состав истребительных батальонов, организовывали военное обучение. Такую же большую работу выполняли все районные комитеты партии и комсомола. Командирами подразделений стали офицеры запаса, работники милиции, а комиссарами — партийные, советские и комсомольские работники. В начале июля 1941 года в городах, районах и крупных населенных пунктах республики было уже 38 истребительных батальонов, насчитывавших свыше 4000 бойцов. Обстановка, сложившаяся в прифронтовой республике, требовала как можно скорее привести батальоны в боевую готовность, и люди, хорошо понимая это, овладевали военным искусством. Предполагалось, что истребительные батальоны будут использоваться для борьбы с просочившимися в тыл наших войск диверсионными группами противника, нести охрану промышленных предприятий, мостов и других важнейших объектов. Но обстановка сложилась так, что эти подразделения пришлось бросить на фронт. В середине июля враг подошел к Колатсельге. Дорога на Петрозаводск оказалась открытой, ибо наших регулярных войск здесь не было. В этот момент ЦК компартии республики, Петрозаводский горком партии быстро направили в Колатсельгу три истребительных батальона. Туда же были двинуты также Пряжинский и Ведлозерский истребительные батальоны, где они с ходу вступили в бой. Отважно дрались бойцы против хорошо вооруженных врагов и на пути Между Ведлозером и Крошнозером сумели задержать продвижение противника до подхода наших войск. В эти дни мне пришлось под Колатсельгой встретиться с начальником штаба одного истребительного батальона Г. М. Долговым. Батальон уже более трех суток находился в бою. Бойцы были утомлены до предела. Об этом свидетельствовал и их внешний вид. У начальника штаба — черного, прокопченного порохом и пылью, покрасневшие от бессонницы глаза исступленно горели гневом и решимостью. Обстановка не располагала к долгим разговорам. Кругом рвались мины и свистели пули. За несколько минут он рассказал, что против батальона, вооруженного только винтовками, ведет наступление регулярный финский полк, вооруженный артиллерией, минометами, автоматическим оружием. Но, несмотря на это, врагу за трое суток беспрерывных атак не удалось ни на шаг продвинуться вперед. Г. М. Долгов сообщил некоторые сведения о тактике противника. Когда не удаются лобовые атаки, противник стремится мелкими группами просочиться в наш тыл и внести там дезорганизацию и панику. Наши ребята распознали эту хитрость и научились бороться с ней: перекрыли все лесные тропы, устроили засады на перекрестках, и врагу не удается безнаказанно проникнуть в тыл. Шесть диверсионных групп противника полностью уничтожены. Долгов высказал предположение, что уничтожение мелких групп противника должно стать главной задачей истребительных батальонов. Впоследствии, когда были приостановлены активные наступательные действия противника и фронт стабилизировался, деятельность истребительных батальонов была организована именно так. Коммуниста Долгова я знал хорошо. Он работал в Совнаркоме. Честный и скромный человек, он был очень дисциплинированным и исполнительным работником. Как сейчас помню, в первый день войны он зашел ко мне и попросил разрешения уйти в Красную Армию. Тогда партийная организация не отпускала его на фронт, но он продолжал атаковать своими просьбами. Когда началось формирование истребительных батальонов, его опыт и военные знания очень пригодились. Это был смелый и отважный воин, грамотный командир. В конце лета, когда я его видел последний раз, он был награжден двумя орденами Красного Знамени. Как мне стало известно, он пал смертью храбрых в тяжелых боях за Кировскую железную дорогу на Ругозерском направлении. Один из петрозаводских батальонов совместно с ведлозерскими и пряжинскими добровольцами больше месяца вел упорные бои с противником, наступавшим на Петрозаводск через Сямозеро—Киндасово—Пряжу. В середине сентября два петрозаводских истребительных батальона вместе с частями Красной Армии вели напряженные кровопролитные бои в районе Видан и Шуи. Участвовали в жестоких схватках с противником Ругозерский, Кондопожский, Суоярвский, Кемский, Беломорский и многие другие истребительные батальоны. Немало хороших дел было на счету железнодорожных истребительных батальонов, Они не раз отражали налеты диверсионных групп на железную дорогу и ее важнейшие объекты. Ими были своевременно обнаружены десятки случаев минирования железнодорожных путей диверсантами. Смертью храбрых в те дни пали командир батальона И. М. Потехин, председатель Питкярантского райисполкома А. И. Куткевич, секретарь райкома партии И. М. Фомин, поэт Иван Кутасов, начальник отдела Беломорско-Онежского пароходства М. А. Любимов, начальник отдела кадров пароходства Г. И. Снегирев, олонецкий агроном И. П. Работько и многие другие отважные патриоты. Истребительные батальоны Карелии оказали существенную помощь частям Красной Армии в первый, самый трудный период войны. С большим патриотическим подъемом трудящиеся республики принимали активное участие в строительстве оборонительных сооружений. Без всяких повесток, после кратких собраний, отведя на сборы 2—3 часа, люди со своим инструментом шли на выполнение этого ответственного задания. Шли буквально все, кто был освобожден от других важных работ по обслуживанию нужд фронта. На строительстве работали и престарелые люди. Но основную тяжесть по сооружению оборонительных рубежей несли на своих плечах женщины и молодежь. Выполняя поручение ЦК компартии республики, я бывал на объектах и видел, с каким упорством и самоотверженностью работали люди, не считаясь ни с какими трудностями, дни и ночи, в 2—3 раза перевыполняли нормы выработки. Трудились в исключительно тяжелых условиях, особенно осенью 1941 года, в дождь и холод, при отсутствии самых элементарных бытовых условий. Спали в землянках и траншеях. Многие не имели теплой одежды и обуви. На отдельных участках работы проводились под артиллерийским обстрелом и налетами авиации противника. Так, например, летом 1941 года, Ругозерский райком партии и исполком райсовета направили на строительство оборонительных рубежей свыше двух тысяч человек. На работы вышли все коммунисты района во главе с секретарем райкома А. В. Коллиевой. Под артиллерийским и минометным огнем, под бомбежкой вражеской авиации в кратчайший срок была сооружена крайне необходимая для наших войск линия обороны. Трудящиеся республики оказали также большую помощь войскам Карельского фронта в строительстве аэродромов и шоссейных дорог. В короткие сроки было сооружено несколько аэродромов, причем некоторые — на топких болотистых местах. На сооружении аэродромов трудилось свыше двух тысяч человек, это были главным образом женщины и молодежь. Важнейшим оборонным мероприятием и большой заслугой республиканской партийной организации явилась достройка и сдача в эксплуатацию в первые месяцы войны на Карельском фронте железнодорожной ветки Сорокская—Обозерская, идущей вдоль побережья Белого моря и соединяющей Кировскую и Северную железные дороги. Строительство этой железнодорожной линии протяженностью свыше трехсот километров до начала военных действий не было завершено. Надо было принять самые срочные меры и мобилизовать все силы на завершение его. Центральный комитет компартии республики поручил секретарю ЦК Н. И. Крачуну и мне заниматься организацией работ по завершению строительства. Нам не раз приходилось бывать на различных объектах этой стройки, непосредственно решать вопросы материально-технического снабжения и организации труда. Противник всеми силами стремился перерезать Кировскую железную дорогу, прервать связь страны с Мурманским портом, всем была ясна высокая ответственность за быстрейшее завершение строительства Обозерской ветки. ЦК компартии республики, рассматривая это строительство как одну из главных задач, стоявших перед партийной организацией Карелии, принимал все меры к тому, чтобы обеспечить стройку всем необходимым, как можно быстрее закончить ее. В трудных условиях севера ни днем, ни ночью не прекращались работы. В рекордно короткие сроки был сооружен железнодорожный мост через Онегу и многие другие важные объекты. Усилиями трудящихся республики работы на этой ветке были завершены. В декабре 1941 года в СССР (через Мурманский порт) приехал министр иностранных дел Англии Антони Иден. На станции Малошуйка в беседе с железнодорожниками он высказал удивление, что существует железнодорожная линия Сорокская—Обозерская, которой нет ни на каких картах. Он говорил, что в Англии предварительно они подробно изучали его маршрут до Москвы, но даже не подозревали о существовании этой железнодорожной ветки, идущей вдоль побережья Белого моря. Как известно, в декабре 1941 года ценой больших потерь противнику удалось захватить участок Кировской железной дороги от станции Лодейное Поле до станции Масельгская. Этим была поставлена под угрозу связь страны с Мурманским портом. И если этого не произошло, то лишь благодаря своевременному завершению строительства железнодорожной ветки Сорокская—Обозерская. Таким образом, противнику ни на минуту не удалось прервать связь страны с Мурманским портом. По этой ветке снабжались войска Карельского фронта. Большую роль в завершении работ на строительстве железной дороги Сорокская—Обозерская сыграли секретарь ЦК компартии П. В. Соляков, секретарь ЦК компартии Н. И. Крачун, секретарь ЦК ЛКСМ Ю. В. Андропов, начальник дороги П. И. Гарцуев и начальник дорстроительства Н. Д. Кузнецов. Они провели большую работу по мобилизации сил партийной организации республики и трудящихся на быстрейшее завершение строительства. В завершении строительства железнодорожной ветки принимали участие все райкомы партии и райисполкомы. Они направляли на стройку рабочую силу и возможную технику. Эта стройка явилась всенародной стройкой тружеников Карелии в годы войны. Необходимо также назвать С. П. Логинова — секретаря Беломорского райкома партии, Г. М. Семенова — председателя исполкома районного Совета. Их всегда можно было встретить на важнейших участках строительства, где они непосредственно организовывали труд большого коллектива людей, решали самые сложные вопросы обеспечения строительства всем необходимым, снабжения рабочих продуктами, проводили большую политико-массовую работу среди строителей. Многое сделали партийная и комсомольская организации и исполком Беломорского района. Почти все население района было привлечено к достройке железнодорожной ветки. Ни непроходимые болота побережья Белого моря, ни проливные дожди, ни пурга — ничто не остановило патриотов. Люди работали самоотверженно. Нельзя забыть их трудового подвига! Ведь они строили дорогу жизни. Не будь ее именно в первый период войны, условия защиты Советского Севера и Заполярья были бы значительно сложнее и труднее. Одним из важных мероприятий помощи фронту явилась организация в республике в начале войны производства вооружения и боеприпасов. По-боевому решил этот вопрос коллектив рабочих Онежского завода, который в тот период находился в эвакуации в городе Красноярске и занимался изготовлением артиллерийских снарядов. О героическом труде онежцев ярко рассказал на сессии Верховного Совета республики в феврале 1943 года депутат А. Н. Брызгалов. В 1944 году объем продукции увеличился в 7 раз против довоенного. В годы Отечественной войны коллектив завода дал сверх плана сотни вагонов боеприпасов. Не было случая, чтобы завод в течение всех лет войны не перевыполнял в значительных размерах установленный для него напряженный план выпуска боеприпасов. Коллектив завода добился значительных результатов по снижению себестоимости изделий. — Онежцы,— говорил А. Н. Брызгалов,— твердо помнят, что жесткий режим экономии — основной закон военного времени. За достигнутые большие успехи по выпуску оборонной продукции большое число онежцев в 1944 году получило высокие награды — ордена и медали Советского Союза. ЦК компартии и Совет Народных Комиссаров КФССР создали специальное управление военной промышленности, руководившее промышленностью, занятой изготовлением вооружения. Усилиями всей партийной организации в короткие сроки была завершена перестройка работы мастерских Сегежского целлюлозно-бумажного комбината, Кировской железной дороги, Беломорского лесозавода, Повенецкого судоремонтного завода и ряда других предприятий, которые начали также изготовлять оружие: минометы, пистолеты — автоматы, ручные гранаты и мины для фронта. В короткий срок создаются и мастерские по ремонту военной техники, танков, тракторов, автомашин. Этим занимались предприятия автотранспорта, комбината местной промышленности — в Беломорске, Надвоицах и Сумпосаде. Только за 1941 год было отремонтировано свыше тысячи автомашин. С большой благодарностью следует отозваться о коллективах рабочих и инженерно-технических работников предприятий, занятых на ремонте военной техники. Не было случая, чтоб они не выполняли производственных заданий. Люди сутками не выходили из мастерских, стараясь досрочно отремонтировать машины для Карельского фронта. Помимо изготовления вооружения, ремонта военной техники предприятия республики поставляли Карельскому фронту другую продукцию, Было организовано производство армейских лыж, лодочек для перевозки раненых, винтовочных лож. Коллективы Беломорского и Кемского лесозаводов в короткие сроки освоили свыше 40 видов оборонной продукции и в течение всей войны с большим патриотическим подъемом безупречно выполняли все заказы Карельского фронта. Государственный Комитет Обороны поставил задачу обеспечить оборонные заводы страны снарядными ящиками. Снабжение оборонных заводов спецтарой являлось одним из важных поручений, за выполнением которого был установлен строгий контроль. Республиканская партийная организация приковала к выполнению этого задания свое внимание. Производство спецтары было организовано на Беломорском и Кемском лесозаводах, на предприятиях местной промышленности. Коллективы этих предприятий в годы войны поставили оборонным заводам десятки миллионов комплектов тары, нужной для упаковки и транспортировки авиационных бомб и артиллерийских снарядов. В конце 1941 года в республике была создана новая, очень важная отрасль лесной промышленности — стандартное домостроение. Это вызывалось интересами фронта и народного хозяйства. Стандартные домики, передвижные бани, столовые нужны были тыловым частям Карельского фронта. Создание новых лесозаготовительных предприятий и рабочих поселков также потребовало поставки стандартных щитовых домов, так как рабочие-лесорубы жили зимой в шалашах или в землянках. Создание цехов стандартного домостроения было поручено Беломорскому и Кемскому лесозаводам, которые в короткие сроки сумели организовать производство и подготовить кадры. В годы войны был построен также Летнереченский домостроительный комбинат. Организация стандартного домостроения и его дальнейшее развитие в послевоенный период сыграло большую роль в строительстве рабочих поселков и обеспечении жильем трудящихся городов после войны. В короткие сроки предприятия местной промышленности организовали производство армейских телег и саней. Все годы войны Карельский фронт и народное хозяйство получали достаточное количество телег и саней. Исключительно большие и ответственные задачи были поставлены перед партийной организацией республики по развитию лесной промышленности на неоккупированной территории, усилению снабжения страны древесиной, обеспечению прифронтовой Кировской магистрали дровами, увеличению производства снарядных ящиков, авиазаготовок и винтовочных лож. К решению этих задач было приковано главное внимание республиканской партийной организации и всех трудящихся. Практическое осуществление этого задания Государственного Комитета Обороны было сопряжено с очень большими трудностями, связанными с тем, что на не занятой врагом территории осталось лишь пять лесозаготовительных предприятий, в десятки раз сократилась численность рабочих, леспромхозы располагали лишь несколькими десятками тракторов, автомашин и другой техники. В прифронтовых условиях партийная организация республики создала вдоль железнодорожной ветки Сорокская—Обозерская, в других районах новые лесозаготовительные предприятия. Строились они в лесной тайге, на необжитых местах. Лучшие силы партийного актива были направлены на организацию строительства этих предприятий. Коммунисты и комсомольцы, раньше никогда не работавшие в лесу, должны были овладеть строительной и лесной специальностями. В связи с временной оккупацией Донбасса возникли трудности в снабжении железных дорог страны углем, Поэтому Государственный Комитет Обороны обязал партийные и советские органы Карелии обеспечить заготовку дров для Кировской железной дороги. П. В. Смолякову и мне, как председателю Совнаркома и уполномоченному Государственного Комитета Обороны, непосредственно ответственному перед Комитетом Обороны за выполнение задания по дровозаготовкам, пришлось, преодолевая неимоверные трудности, повседневно заниматься созданием лесных предприятий, лесобирж и складов топлива, обеспечением их рабочей силой и необходимой техникой. Ответственность была исключительно большая, нельзя было допустить, хотя бы на минуту, остановки поездов на прифронтовой магистрали с воинскими грузами из-за отсутствия дров. В течение несколькх месяцев были созданы Маленгский, Вирандозерский, Колежмский и другие лесопункты, 17 тупиков и складов топлива. Это дало возможность в течение всей войны бесперебойно обеспечивать топливом важнейшую прифронтовую железную дорогу. Не меньше усилий требовалось, чтобы организовать нормальную деятельность этих предприятий. Много трудностей было с укомплектованием лесных предприятий рабочей силой, инструментом и механизмами. Основную массу рабочих составляли женщины, вернувшиеся с оборонных работ. Они были без зимней одежды, так как большинство из них ушло на оборонные работы в летние месяцы. Потребовалось много усилий, чтобы в условиях военных действий осенью 1941 года одеть и обуть большую армию рабочих лесных предприятий. В 1942 году на вновь созданных предприятиях в целях увеличения объемов заготовки и вывозки древесины были построены и пущены в эксплуатацию узкоколейные железные дороги. Так в условиях войны в Карелии, по существу, была возрождена лесная промышленность. В этом большая заслуга всей партийной организации и результат беспримерного трудового героизма рабочих Карелии. На лесных предприятиях выросло немалое число передовиков производства. Высокую производительность труда показывал знатный лесоруб Петр Павлович Готчиев — депутат Верховного Совета республики. Он ежедневно выполнял по 2—3 нормы. Когда был создан в дни войны Маленгский лесопункт, П. П. Готчиев первым пришел туда работать и организовал производственное обучение новичков. В течение месяца он обучил многих рабочих. Армия передовиков, подлинных мастеров леса, росла изо дня в день. Имена лучших лесозаготовителей, выполнявших ежедневно по 2—3 нормы, были хорошо известны — это товарищи Талюк, Гуртовой, Данилов, Соловьев, Луккоев, Достанко, Фомин и сотни других. Все они были представителями разных национальностей большой братской семьи народов: и карелы, и финны, и русские, и белорусы, и украинцы. Всех их сроднило чувство братской дружбы, чувство защиты нашей любимой Родины и желание быстрее разгромить врага. Высочайшую похвалу заслужила и наша прекрасная молодежь, принявшая на свои неокрепшие плечи значительную тяжесть труда. Молодежь была первой на строительстве лесопунктов и первой прорубалась в тайгу на добычу топлива. По призыву комсомола на всех лесопунктах были созданы комсомольско-молодежные фронтовые бригады, каждый член которой считал делом чести работать за двоих. В деле организации социалистического соревнования среди молодежи лесной промышленности, а также и в других отраслях народного хозяйства, особенно хочется подчеркнуть ту роль, которую сыграл Центральный Комитет комсомола республики и его первый секретарь Ю. В. Андропов. За самоотверженный труд в лесах Карелии большая группа рабочих лесной промышленности была награждена орденами и медалями Советского Союза. Среди них — женщины-труженицы, подлинные герои труда: Анна Петровна Фомина, награжденная орденом Ленина, Мария Дементьева, Анна Кошкина, Александра Левукова, Екатерина Яккола и многие другие. Их труд и труд многих тысяч людей, работавших в лесах Карелии в грозные годы войны, являлся большим патриотическим подвигом. Когда-то рыбный промысел считался исключительно мужским занятием. Мужчины ушли на фронт. Их место заняли женщины. На рыбных промыслах Карелии, непосредственно на ловле, женщины составляли больше половины работавших, а на некоторых предприятиях и в рыболовецких колхозах процент женщин на рыбодобыче был еще выше. На обработке рыбы трудились исключительно женщины. Даже на Баренцевом море, где до войны никто и не помышлял о женском труде на ловле трески, в годы войны в экипажах некоторых судов можно было увидеть женщин. Труд и опасности они делили пополам с мужчинами и ничуть не хуже представителей «сильного пола» справлялись с обязанностями. На моторно-рыболовных станциях были созданы так называемые «наживочные команды». Они обеспечивали рыбаков наживкой (мелкой рыбой — мойвой, песчанкой) для насадки на крючки при ярусном лове трески. Эти бригады более чем на девять десятых состояли из женщин. В каждой наживочной команде был только один мужчина — бригадир. Всю основную работу, в том числе и вытягивание невода, требующее большого физического напряжения, выполняли женщины. Самоотверженно трудились в грозные для Родины дни работники и других отраслей народного хозяйства нашей республики. Особенно хотелось бы рассказать о наших железнодорожниках. Кировская железная дорога с самого начала войны стала прифронтовой магистралью. Противник всеми силами стремился вывести ее из строя и таким образом прервать связь страны с Мурманским портом. Война потребовала немедленной перестройки работы дороги на военный лад. И эта перестройка была проведена в короткие сроки. В первые же дни войны размеры перевозок по Кировской дороге увеличились во много раз. Значительно возросли перевозки оборудования и других материальных ценностей, эвакуируемого населения. Но благодаря четкой организации работы всех служб дорога обеспечила успешное проведение перевозок. Несмотря ни на какие трудности и опасности, вызванные непосредственной близостью фронта, железнодорожники с честью выполняли свой долг. Можно было бы привести много примеров героизма паровозных бригад, выводивших поезда из-под бомбежки или обстрела вражеской авиации и диверсионных групп. Машинистам часто приходилось обезвреживать мины и вражеские бомбы, лежавшие на железнодорожных путях. Хорошо была поставлена работа на Кировской железной дороге по ликвидации последствий налетов вражеской авиации. Немецко-финское командование, стремясь вывести Кировскую дорогу из строя, почти ежедневно подвергало ее бомбежке. За первое полугодие с начала войны было совершено 274 налета фашистской авиации на объекты железной дороги, сброшено 2182 бомбы. Дороге были причинены большие разрушения. Однако благодаря четкой работе восстановителей все эти разрушения быстро ликвидировались. Восстановительными работами занимались не только специальные службы, но и вся армия железнодорожников. Хочется отметить исключительную роль начальника военно-восстановительных работ Д.Н.Кузнецова. Этот скромный труженик был хорошим организатором. Где имелись наибольшие разрушения железной дороги, там находился Д. Н. Кузнецов, делал все, чтобы в кратчайшие сроки ликвидировать последствия налетов вражеской авиации. В конце 1941 года враг рвался к станции Лоухи, подвергал ее ожесточенным бомбежкам. Враг стремился перерезать Кировскую железную дорогу, в течение дня совершалось несколько массированных налетов на станцию, были значительно разрушены железнодорожные пути и все станционное хозяйство. Казалось, не может быть и речи о восстановлении станции и возобновлении движения поездов. К тому же надо иметь в виду, что в то время из-за интенсивной бомбежки железной дороги движение по ней осуществлялось только ночью. Поэтому восстановительные работы надо было проводить главным образом днем, когда противник непрерывно бомбил станцию. Более месяца Д. Н. Кузнецов лично руководил восстановительными работами и обеспечивал пропуск военных поездов. И таких случаев было много. Д. Н. Кузнецов, начальник станции Лоухи П. М. Васильев и весь коллектив проявили мужество и бесстрашие. Отважные железнодорожники под бомбежкой и обстрелом принимали самые энергичные меры к выводу военных составов из-под огня противника. Хочется несколько слов сказать о том, как работники Кировской магистрали готовились к восстановлению дороги, освобожденной от врага. Вопросы накопления материальных ресурсов, подготовки кадров специалистов и рабочих для восстановления систематически обсуждались в ЦК компартии республики и на совещаниях работников дороги с участием уполномоченного Комитета Обороны по восстановлению Кировской железной дороги. Были установлены четкие планы проведения этих работ для каждой службы. Как правило, каждый руководитель службы ежедекадно отчитывался перед управлением и перед уполномоченным Комитета Обороны за выполнение этих планов. Такая организация работ дисциплинировала работников, повышала их ответственность. Во всех службах и подразделениях дороги велась напряженная работа по изготовлению материалов из металлолома и всевозможных отходов для восстановления дороги, создавался неприкосновенный фонд материалов. Было изготовлено необходимое количество ряжей деревянных мостов, заготовлены и отремонтированы тысячи метров рельсов. Созданы большие запасы шпал, свай для мостов, металлических балок, болтов, накладок, скоб, создан неприкосновенный фонд круглого леса и пиломатериалов, изготовлены сотни и тысячи тонн всевозможных инструментов и запасных деталей. Совет Народных Комиссаров республики выделил для восстановления Кировской железной дороги свыше 10 тысяч кубометров пиломатериалов. Осуществляя мероприятия по подготовке и восстановлению дороги, Управление ее провело большую работу по подготовке кадров различных профессий. За короткое время тысячи человек овладели специальностями, необходимыми для восстановительных работ. Управление паровозной службы подготовило сотни машинистов, помощников машинистов и кочегаров, управление вагонной службы — сотни поездных и вагонных мастеров, служба пути — большую армию специалистов-путейцев для восстановления дороги. Вся эта подготовительная работа позволила быстро восстановить железнодорожный путь. Движение поездов от станции Масельгская до Петрозаводска было открыто спустя 12 дней после начала восстановительных работ. Три года грабили и опустошали землю нашего края немецко-финские захватчики. Кроме неисчислимых бедствий, причиненных советским людям, фашистские захватчики произвели большое разрушение всего народного хозяйства республики. Эти изверги превратили в руины и пепел города и села, промышленные предприятия и учреждения культуры, предприятия транспорта и сельского хозяйства. Разрушения были огромны, по Карельской республике они исчислялись в сумме 20 миллиардов рублей. Враг разрушил 200 промышленных предприятий. Полностью уничтожил 84 населенных пункта, разрушил города: Петрозаводск, Сортавала, Питкяранта, Суоярви, Медвежьегорск, Кондопогу. Большой урон был нанесен сельскому хозяйству. Разрушено 6 МТС, разграблено около 70 тысяч голов крупного рогатого скота и лошадей. Сразу же после освобождения трудящиеся республики с большим подъемом взялись за восстановление народного хозяйства. После трудового дня буквально все выходили на работу по восстановлению городов, коммунальных предприятий, школ, больниц и т. д. Служащие государственных учреждений и организаций работали так в неделю по 3—4 дня. Это был всенародный патриотический поход за укрепление могущества своей любимой Родины. Он был вызван радостью победы над врагом и желанием как можно быстрее залечить раны, нанесенные войной. Источник: (1974) Незабываемое. Воспоминания о Великой Отечественной войне - Стр.291-306
 
77

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасибо!Мы прочитаем Ваше сообщение в ближайшее время.

Ошибка отправки письма

Ошибка!В процессе отправки письма произошел сбой, обновите страницу и попробуйте еще раз.

Обратная связь

*Политика обработки персональных данных