Шрифт:
Размер шрифта:
Межсимвольный интервал:
Межстрочный интервал:
Цветовая схема:
Изображения:

Воспоминания актрисы театра музыкальной комедии КФССР Э.М.Ермолаевой о работе театра в годы войны. 1941-1943 гг.

Гражданские

Страна: СССР В 1941 г. я работала в филармонии КФССР. Когда началась война, ушли на фронт все молодые певцы и музыканты симфонического оркестра. Нас, оставшихся, разделили на две концертные бригады, и мы стали обслуживать концертами воинские части, а в июле—августе выезжали на фронт. В конце августа меня перевели в Республиканский театр музыкальной комедии, который впоследствии стал прифронтовым театром. 10 сентября театр эвакуировался из Петрозаводска в Беломорск, который стал временной столицей республики. Часть населения была эвакуирована. Свободные помещения заняли правительственные учреждения республики, подразделения штаба Карельского фронта, воинские части, госпитали. Театр стал работать в клубе лесозавода: утром репетиции, вечером спектакли, ежедневно, без выходных. Зрители были в основном военные. Для раненых давали концерты в госпиталях. Впечатляющим событием была встреча с героями-партизанами Карельского фронта 23 ноября 1941 г. В этот день бойцы-партизаны получали правительственные награды за героические подвиги. Артисты театра дали в честь народных мстителей большой концерт, на котором также присутствовало руководство республики и командование Карельского фронта. В феврале 1942 г. театр отбыл на гастроли в г. Мурманск. Там стали работать в просторном Доме культуры. Вражеская авиация часто бомбила порт и город. Из-за воздушной тревоги иногда прерывались спектакли. Гостями у нас в театре были: дважды Герой Советского Союза летчик Б. Ф. Сафонов, Герои Советского Союза подводники-североморцы И. А. Колышкин, Н. А. Лунин. И. И. Фисанович, а также И. Д. Папанин, уполномоченный Государственного комитета обороны. И. Д. Папанин иногда приходил к нам за кулисы поблагодарить за спектакль, любил пошутить для поднятия настроения. Мы выезжали со спектаклями на базу Северного флота в г. Полярный и в соседние населенные пункты. Запомнился выезд со спектаклем к летчикам в часть Б. Ф. Сафонова. Возвращаясь в Мурманск рабочим поездом после налета вражеских самолетов на железнодорожные склады, наш поезд шел к городу будто в горящем коридоре. Фашистский летчик прошелся очередью по нашему составу, но, к счастью, никого не задел. После двухмесячных гастролей за Полярным кругом театр вернулся ненадолго в Беломорск, а затем поехали на новые гастроли в Вологду, сроком на один месяц. Следующие гастроли состоялись в прифронтовом городе Тула, с июня 1942 г. Для жителей героического города, воинских частей, дислоцировавшихся в Туле, военных строителей, создавших оборонительные рубежи на дальних подступах к Москве, нам предстояло играть свои спектакли. И мы открылись, как всегда, «Свадьбой в Малиновке». Туляки восторженно принимали все наши спектакли. Шефские концерты давали в госпиталях, воинских частях, на призывном пункте, на станции переливания крови, где многие из нас не только пели, играли и танцевали, но и сдавали кровь для раненых бойцов. 7 сентября 1942 г. состоялся прощальный концерт, в котором была занята вся труппа. В тульской газете «Коммунар» появились такие строки: «Зрители искренне благодарны театру за то, что он в суровую годину великой битвы за Родину своим оружием искусства верно и честно служит общему делу победы и сумел дать трудящимся города оружейников культурный и полезный отдых, способствующий еще более самоотверженному труду на помощь фронту». Из Тулы поехали в г. Рыбинск, где гастролировали более трех месяцев. Работали в просторном Дворце культуры моторостроительного завода. Выезжали со спектаклями в Рыбинское танковое училище и с концертами в госпитали. Город часто подвергался налетам вражеской авиации, особенно район моторостроительного завода, где мы жили и работали. В январе 1943 г. вернулись в Беломорск. Мы снова вступили на нашу трудную, но почетную вахту на Карельском фронте. С большим интересом военные зрители приняли наши новые спектакли: «На берегу Амура» М. Блантера, развлекательную оперетту А. Рябова «Коломбина», «Девушка из Барселоны» Б. Александрова, посвященную теме Великой Отечественной войны. В наш репертуар входили спектакли «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова, «Раскинулось море широко» В. Витлина, Л. Круца и Н. Минха, оперетты И. Кальмана «Сильва» и «Баядера», Н. Стрельникова «Холопка», Ф. Легара «Веселая вдова», В. Якобы «Ярмарка невест», комическая опера Р. Планкетта «Корневильские колокола». Систематически репертуар пополнялся новыми спектаклями. Одним из важных участков Карельского фронта было Кестеньгское направление, где в 35 км от станции Лоухи проходила передовая линия. Недалеко от передовой линии фронта в разных местах были построены большие землянки для концертов и собраний, в которые помещалось по 600—700 чел. В апреле 1943 г. в один из таких «клубов» был приглашен на 10-дневные гастроли наш театр. На такие поездки нам выдавали теплое солдатское обмундирование, полушубки, так как ездить приходилось на далекие расстояния на открытых машинах, а спали в палатках и землянках. Это была поездка в дивизию полковника Литвинова, которая держала оборону на Кестеньгском направлении. Поезд доставил нас на станцию Лоухи, но станции, как таковой, Не было, все было сметено с лица земли. Пока мы ждали отправки к линии фронта на запад, была объявлена воздушная тревога. Мы рассредоточились между болотными кочками недалеко от железной дороги. К счастью, все обошлось благополучно, хотя над нами кружилось около 40 бомбардировщиков. К вечеру мы уже были в расположении дивизии. Открытие гастролей состоялось в огромном дзоте, где были сооружены невысокие подмостки, повешен занавес, сделаны кулисы. А мини-декорация у нас была сделана специально для такой сцены. Зрительный зал представлял собой ряды досок, положенных на козлы. Вечером показывали оперетту «Сильва». Шла она с шумным успехом, сопровождавшимся не только громом аплодисментов, но и треском ломающихся в последних рядах скамеек, на которые бойцы забирались с ногами, чтобы лучше видеть сцену. Каждый день давали по два спектакля подряд. Между ними нас кормили обедом, который привозили нам в палатки, где мы гримировались и переодевались. В это время зрители менялись, и мы начинали снова. А после второго спектакля еще концерты для раненых. Наш театр был единственным театром в Союзе, который выезжал на передовые позиции с целыми спектаклями, с декорациями. В ноябре 1943 г. коллектив нашего театра выехал в областной центр Казахстана г. Уральск. Кроме коренного населения здесь было огромное количество эвакуированных. Городской театр с большим зрительным залом стал повседневным нашим рабочим местом в течение семи месяцев. Запомнилось, как наш коллектив в честь 26-й годовщины Красной Армии организовал в одном из госпиталей «День раненого бойца». К этому дню.активно готовились. Было создано 6 концертных бригад. В госпиталь направился весь коллектив в составе 130 чел., в том числе весь оркестр и хор. Артисты давали концерты по палатам, а техперсонал театра занялся починкой белья для раненых. Концерты шли до обеда, а вечером в госпиталь снова явился весь состав оркестра и хора с солистами, был исполнен новый Государственный гимн Советского Союза. В Уральске была большая школа-интернат, где жили и учились осиротевшие за годы войны дети. Мы часто бывали у них в гостях, приглашали к нам в театр на утренние спектакли, дарили им праздничные подарки. Летом 1944 г. мы смогли вернуться в Беломорск, а затем и в Петрозаводск. Воспоминания написаны в 1987. Источник: Архив КНЦ РАН. Подлинник. (1995) По обе стороны Карельского фронта, 1941-1944 - Стр.296-298
 
52

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасибо!Мы прочитаем Ваше сообщение в ближайшее время.

Ошибка отправки письма

Ошибка!В процессе отправки письма произошел сбой, обновите страницу и попробуйте еще раз.

Обратная связь

*Политика обработки персональных данных