Шрифт:
Размер шрифта:
Межсимвольный интервал:
Межстрочный интервал:
Цветовая схема:
Изображения:
Воспоминания А.А.Иванова. Из блокнота военных лет.

Воспоминания А.А.Иванова. Из блокнота военных лет.

Участники

Страна: СССР, КарелияПериод: Великая Отечественная война (1941-1944) 
Иванов Александр Александрович. Родился в 1909 г. в Олонце Карельской АССР. Русский. Член КПСС с 1931 г. С первых дней войны карельский журналист, сотрудник республиканской газеты «Ленинское Знамя» А. А. Иванов находился в рядах действующей армии — политрук 444-го отдельного автомобильного батальона, литературный сотрудник дивизионной газеты «За нашу победу». Награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почета» и медалями. В настоящее время А. А. Иванов — член Союза писателей СССР, живет и работает в Петрозаводске.
Почти все писатели нашей карельской организации в годы войны оказались в рядах действующей Советской Армии. И у каждого из нас, кому посчастливилось остаться в живых, сохранились какие-то записи, блокноты военных дней, вырезки из фронтовой печати. Очень жаль, что этих материалов у меня осталось так мало. Я как-то не придавал значения тому, что их надо хранить, и в первые послевоенные годы растерял их. Но перелистывая сегодня то, что осталось, невольно вспоминаешь о многом, что было в те дни — о горечи поражений, о радости побед и, конечно, о хороших боевых друзьях и товарищах. Повестку мне принесли в первый же день войны, и утром следующего дня я был в военкомате. Меня направили в 444-й отдельный автомобильный батальон, который в то время формировался. Первоначально батальон принимал автомашины от различных автохозяйств, предприятий и учреждений. Меня назначили начальником клуба, и передо мной стояли задачи: организовать самодеятельность, наладить кинообслуживание, развернуть работу стенных газет. В конце июля 1941 года поступил приказ, в котором говорилось, что отныне наш автобат должен приступить к действиям— снабжению частей 7-й армии и вывозке с передовой раненых. Мы выехали в Суоярви. Части 7-й армии с боями отходили на восток, линия фронта все более приближалась к Петрозаводску. В сентябре 1941 года автобат вернулся в город. Магазины были закрыты, дома заколочены, театры и кино не работали. Совершенно безлюдно стало на улицах, бульварах, площадях. Лишь кое-где маячили одинокие фигуры военных. Но радио ревело во всю силу своих динамиков. До позднего вечера гремели над городом песни, но сводки Информбюро передавались отнюдь не радостные. 24 сентября наш автобат покинул Петрозаводск. Направление— на север. Расположились мы неподалеку от станции Шуйская, Отсюда уходили наши машины на задания, сюда возвращались после их выполнения. Фронт должен был получать боеприпасы, хлеб, оружие. Фронт должен был быстрее получать и новое пополнение людьми, эвакуировать в тыл раненых, а иногда и мирное население. Все это легло на плечи нашего автобатальона. В Суоярви, под Олонцом, в Пряже, у Ведлозера — на всех самых опасных участках фронта можно было в те дни увидеть машины с цифрой «444» на борту. Немало ярких страниц вписали водители наших машин в летопись обороны республики. Они были славными и смелыми людьми. В той сумятице, в которой оказались мы в первые дни войны, они как-то умудрялись выходить из-под огня противника, сохранять свои машины, доставлять грузы по назначению. А ведь никто никогда не давал им точных адресов по той простой причине, что наши части все время находились в движении. Шоферы Кондратенко, Юдин, Суханов, Пиронен и многие другие не раз нарывались на вражеских автоматчиков, но всегда выводили свои машины из-под обстрела. Шоферы не спали сутками, воспаленными от бессонницы глазами всматриваясь в сумрак ночи, вели свои машины туда, где их с нетерпением ожидали. 2 октября 1941 года враг занял Петрозаводск. С шуйских высот очень хорошо было видно, как горел наш город. Горько было смотреть на это! У многих на глазах навертывались слезы. Три дня дым от пожаров поднимался в хмурое осеннее небо, а по ночам полыхало огромное зарево. Наша часть передвинулась за Вытегру, в село Анненский Мост. Тут мы простояли более двух месяцев. Это была основная наша база. Здесь машины проходили профилактический ремонт, заправлялись горючим и отсюда уходили в дальние рейсы. Но стоянка в Анненском Мосту была неудобна. Мы находились далеко от железных дорог, и приходилось совершать большие порожние пробеги, прежде чем мы могли принять груз. Поэтому мы и были передвинуты ближе к железной дороге. Новая наша база оказалась всего в трех километрах от железнодорожной станции. Это было гораздо удобнее. В течение полутора лет мы базировались здесь и отсюда снабжали части 7-й отдельной армии всем необходимым для успешной победы над врагом. Фронт здесь стоял стабильно, несмотря на множество попыток врага прорвать его и замкнуть второе кольцо вокруг Ленинграда. Правда, с южной стороны фронта врагу удалось продвинуться и захватить город Тихвин. Но вскоре враг был отброшен с большими для него потерями на свои исходные позиции. В июне 1943 года меня вызвали в штаб армии и, как бывшего журналиста, направили в редакцию красноармейской газеты 272-й стрелковой дивизии «За нашу победу». Редактор газеты В. Щеголев, секретарь А. Смолян, литсотрудники П. Федосеев, В. Голланд, а затем прибывшие к нам журналисты С. Фельдман и С. Богатырев, работники походной типографии С. Ивакин, П. Семенов, Г. Минецкий и В. Петров — вот тот небольшой коллектив, с которым я продолжал свой военный путь. По дорогам войны мы прошли Польшу. День Победы застал нас в Германии. Вскоре мне удалось побывать в Берлине, на дальних подступах к которому воевала наша дивизия. Я ходил по искалеченным улицам немецкой столицы, смотрел на ее развалины, читал сотни надписей, сделанных нашими воинами на стенах рейхстага. В одном месте я прочитал: «Мы — москвичи!», в другом — «Здесь воевали ленинградцы», в третьем — «Мы из Новгорода». И не удержался, чтобы не приписать рядом: «А мы — из Карелии». Источник: (1974) Незабываемое. Воспоминания о Великом Отечественной войне - Стр.55-58
 
117

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасибо!Мы прочитаем Ваше сообщение в ближайшее время.

Ошибка отправки письма

Ошибка!В процессе отправки письма произошел сбой, обновите страницу и попробуйте еще раз.

Обратная связь

*Политика обработки персональных данных