Воронов Николай Андреевич — О начале войны мы узнали по радио 22 июня 1941 г. Военнообязанные мужчины были мобилизованы в действующую армию.
Гражданские
Дата: 29 мая 1990 г. Страна: СССР, Карелия Воронов Николай Андреевич родился в 1927 г. в д. Ершнаволок Пряжинского района Карельской АССР, карел. Накануне Великой Отечественной войны окончил 7 классов Крошнозерской общеобразовательной школы. В 1941-1946 гг. находился в эвакуации в Архангельской, Смоленской, Брянской областях. После реэвакуации служил в рядах ВМФ (Североморск, Мурманск), работал в МТС Пряжинского и Ругозерского, в отделениях связи Сегежского и Муезерского районов КАССР. О начале войны мы узнали по радио 22 июня 1941 г. Военнообязанные мужчины были мобилизованы в действующую армию. Часть молодежи ушла на фронт добровольцами. Ушел на фронт из дер. Ершнаволок Сухарев Николай, который погиб в первых же боях на Ведлозерском направлении. К моменту эвакуации состав нашей семьи был из 3 человек: мать - Воронова Екатерина Кузьминична, 39 лет, сын - Воронов Николай Андреевич, 14 лет, дочь - Воронова Клавдия Андреевна, 6 лет. Эвакуация жителей деревень, расположенных вокруг озера Крошнозеро, началась в августе 1941 г. Не имея возможности вывезти вещи, жители закапывали их в картофельные ямы. В нашей дер. Ершнаволок к началу войны, после мобилизации, осталось несколько лошадей, телег (не более 5) на 25 семей. Не имея телег, вещи вывозили на волокушах. Продуктов могли взять на несколько дней. Мелкий скот и птица остались гулять в деревне. Эвакуировалась наша деревня через Каскеснаволок на Святозеро. На какое-то время наступление финнов было приостановлено на Ведлозерском направлении. На этот период трудоспособные колхозники были направлены в Крошнозеро на уборку урожая. Вместо со взрослыми нас четверо 14-летних мальчишек (Сухарев И., Бужин В., Бляхин В. и я) выехали из Святозера верхом на лошадях через Пряжу в Крошнозеро. Мать ехала тоже с колхозниками, а сестра осталась на попечении односельчан в Святозере. По дороге из Святозера в Пряжу, на обочине дороги, стали падать убитые из [вражеских] самолетов лошади. Над нами пролетали финские истребители, были слышны на дороге взрывы. В тот день был налет финских самолетов на Пряжу, одна из бомб разорвалась рядом со столовой, была ранена официантка и убит офицер, которого хоронили в конце поселка, у дороги на Святозеро. Подъезжая к Крошнозеру, мы попали под артобстрел, несколько снарядов разорвались недалеко от нас прямо на дороге. После прекращения артобстрела военные разрешили нам ехать дальше в Крошнозеро. В Ершнаволок мы четверо приехали первыми, в деревне никого не было, на улицах успела вырасти трава, валялись погибшие овцы, по улицам гуляли коты и кошки с котятами. В деревне мы решили переночевать в доме Сухарева И. Когда зашли в дом, то из комнаты выбежало «привидение» в белом, так что мы вскочили на лошадей и помчались без оглядки в Спиридоннаволок, где остановились взрослые. В первые ночи мы почти не спали из-за артобстрела финских позиций со стороны дер. Котчура в направлении Ведлозера. Работали мы недолго, так как финны начали наступление на Святозеро со стороны Олонца, а на Петрозаводск со стороны Суоярви на Вешкелицу. Эвакуированные в Святозеро выехали в Пряжу, и вместе с ними мы выехали в Петрозаводск. Переночевав в Петрозаводске, мы направились в порт и были размещены в трюме баржи «навалом». Простояв ночь на рейде, на второй день буксир потянул нашу баржу по Онежскому озеру и каналу к Вытегре. На южном берегу озера над баржей пролетел самолет, но баржу не атаковал. В Вытегре мы пробыли несколько дней, после чего нас погрузили на другую баржу меньшего водоизмещения и потянули по каналу на Белозерск, Кириллов, оз. Кубенское, г. Сокол. На ст. Сокол нас с баржи погрузили в железнодорожный состав и повезли в Архангельскую обл. Многие семьи расселились в Вологодской и Архангельской обл. Несколько семей были направлены в дер. Щукозеро в 30 км от ст. Обозерская. В Щукозере наша семья и семья Рачковых из 3 человек жили в доме у одной старой женщины. С трудом пережили зиму, что было из вещей - все выменяли на картошку. Дрова из ближайшего леса тащили на себе, лошадей не давали. Мама устроилась работать в дорожном участке на погрузке гравия. Приехали мы в Щукозеро в конце августа, в то время еще были ягоды, грибы, перекапывали на колхозных полях картошку, нас верхом на лошадях выгоняли с полей, пугали выстрелами из ружей. По объявлению в газете мы, эвакуированные мальчишки, пошли поступать на курсы шоферов, слесарей при рембазе СВУ № 101 НКПС, которое базировалось на разъезде Летнеозерский, в 9 км от ст. Обозерская. На разъезде мы жили в палатках и в вагонах-теплушках. Шоферов и слесарей из нас не получилось, и нас перевели в мостовую контору этого же управления - это меня и Зайцева Николая Ивановича из дер. Спиридоннаволок. В мостовой конторе мы работали в бригаде, которая выполняла плотницкие, столярные, работу каменщиков, бетонщиков, арматурщиков. Из Летнеозерска нас направили на ст. Исакогорка, откуда строилась железнодорожная ветка на берег Северной Двины к п. Ширша. От Архангельска к берегу этого поселка была проложена по льду железнодорожная переправа, по которой перевозили с правого на левый берег реки грузы, поступавшие из Америки. Весной 1943 г. мы разбирали проложенный по льду этот путь. Летом у этой переправы на правом берегу строили депо. Из Узбекистана, Киргизии на строительные работы были привлечены жители этих республик, приехали все они в шубах, в штанах из овчины, в ватных халатах. В вагончиках жили по 14 чел. Спали на 2-ярусных койках, сколоченных из досок. Отапливали вагончики буржуйки углем и дровами. Снабжение у нас было так называемое наркомовское - 800 г хлеба, 500 г сахара на месяц, 500 г масла, крупа, мясо, мыло. Осенью 1943 г. нас переправили в г. Москву, стояли мы на путях Белорусского вокзала, восстанавливали разрушения от бомбежек на железной дороге и мосты. В городе были разрушения жилых зданий. Удалось сходить в зоопарк, посетить кинотеатр, увидеть салют, когда освободили Киев, и наблюдать военнопленных немцев по улицам Москвы. Из Москвы мы перебазировались в Смоленск [в] 1944 г. после его освобождения. Восстанавливали на Орловской-Сортировочной паровозное депо, вагоноремонтные мастерские, железнодорожные пути. В г. Смоленске строили переходный мост через железнодорожные пути. Большие разрушения были в г. Смоленске. В центре города было только несколько уцелевших домов и у смоленской стены, у входа в город - две церкви. Мост через Днепр был разрушен, построен временный. Из Смоленска нас направили в Брянскую обл. на ст. Жуковка, где мы восстановили 2 железнодорожных моста через р. Десну на железнодорожной ветке на Клетнюю. Выезжали мы и в г. Витебск на строительство фундамента под паровозное депо, которое было взорвано. В это время я заболел малярией, чудом выжил. На производстве из спецовки нам выдавали ботики на деревянной подошве, веревочные лапти, брезентовую робу. Телогрейка считалась дефицитом, как теперь импортные куртки. Всю войну работали мы 10-12 часов без выходных и отпусков. Фронт удалялся от Смоленска, но налеты на город продолжались. Был разрушен военный госпиталь, были попадания в вагончики нашего мостопоезда, были жертвы. Не описать всех мытарств, лишений, переживаний в этот период. Мать с сестрой уехали из Обозерской в 1944 г. В мостовой конторе я работал в Смоленске до сентября 1946 г., после чего реэвакуировался в Карелию на свою родину в Крошнозро, дер. Ершнаволок. Не лучше жилось и после окончания войны, нечего было одеть и обуть, жили впроголодь, если бы не корова, то невозможно было бы и выжить. Работал в МТС слесарем. Я получал по карточкам 500 г хлеба, сестра и мать - по 100 г. Моя бабушка со стороны матери похоронена в Свердловской обл. Из Корзы (Эссойла) они эвакуировались в Нижний Тагил. Две тетки, дядя, 3 двоюродных сестры и 1 двоюродный брат - все Трофимовы (в те годы). Если что из описанного заинтересует вас, то буду рад, что не зря более 2-х часов записывал воспоминания. Источник: АКНЦ РАН. Подлинник рукописный. (2015) Эвакуированная Карелия: Жители республики об эвакуации в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 - Стр.482-485
45
Добавить комментарий