Шрифт:
Размер шрифта:
Межсимвольный интервал:
Межстрочный интервал:
Цветовая схема:
Изображения:
В.В. Федотов — Боевые задания.

В.В. Федотов — Боевые задания.

Участники

Страна: СССР Федотов Владимир Васильевич (1918—1979 гг.). С мая 1942 по июль 1944 г. старшина 1 статьи, командир отделения мотористов бронекатера №240 Онежской военной флотилии. Принимал активное участие в боевых операциях флотилии на Онежском озере. Награжден орденом Красной Звезды и медалями. Война застала меня в одном из городов на Волге, куда я был направлен еще в начале апреля 1941 года для укомплектования экипажа вновь строящегося бронекатера. Для ускорения ввода в строй бронекатера матросы и старшины предложили заводу свои услуги. Наше предложение с радостью было принято. В конце июня прибыл механик инженер-лейтенант Бочков, а затем командир лейтенант Поспелов. Личный состав на катере за короткий срок сплотился в дружный экипаж. В конце апреля 1941 года судам, стоявшим в затоне, угрожала опасность быть раздавленными льдами. Спасая катера, старшины 1 статьи Алексей Логинов, Павел Кулишкин, Дмитрий Галкин, Иван Ревякин, Григорий Хоменко и матросы Сапронов, Гриша Ткаченко, Войтюк и другие более шести часов провели в ледяной воде. Катера были спасены, но Галкин, Ревякин, Кулишкин, Логинов и я попали в больницу с воспалением легких. За проявленную находчивость по спасению катеров дирекция завода премировала нас деньгами, которые мы передали в фонд строительства своего бронекатера. Таких катеров с нашей помощью на заводе было построено и спущено на воду восемь. В октябре 1941 года экипаж нашего бронекатера вышел в Горький. Здесь нас встретил командир отряда старший лейтенант Я. Г. Ельников с остальным личным составом. Наш путь лежал в сторону Онежского озера. Не успели дойти до фронта, как в районе Анненского моста получили первое боевое крещение, отразив налет вражеских самолетов. Из Вытегры мы пошли на зимовку в Пермь. Зимовка была сложной и трудной. Помимо ремонта катеров, личный состав настойчиво готовился сражаться с врагом на воде и на суше, если этого потребует Родина. Пришла весна 1942 года. Мы вышли громить врага. Командиром катера в это время был назначен мичман Н. А. Ерохин, помощником — старшина 1 статьи П. А. Кулишкин, механиком — старшина 1 статьи И. Ревякин. Личный состав катера настолько натренировался, что даже в ночное время в темноте мы быстро занимали свое место и на ощупь готовили технику к бою; 30— 40 секунд — и катер в состоянии боевой готовности. Особенно сложно было выполнять боевые задания по высадке и возвращению разведчиков из вражеского тыла. А такие задачи ставились нередко. Особенно трудно приходилось нам, мотористам, в штормовую погоду. По 10—12 часов бессменно мы управляли моторами, без свежего воздуха, но никто из нас не жаловался на трудности. Все как один горели желанием быстрей разбить врага. Моторы — это сердце корабля, а раз так, то они должны работать безотказно, а люди, управляющие сердцем корабля, должны быть мастерами своего дела. Неоднократно нам, механической группе, приходилось устранять повреждения винтов и рулей, которые выходили из строя, когда мы попадали под артиллерийский огонь береговых батарей, а также тогда, когда мы выходили на боевое задание в шхерные — северные районы Онежского озера, где навигационные ограждения, указывающие на подводные опасности, были сняты или ставились ложные. Вот здесь и проявляли мужество механик Ревякин, мотористы Сапронов и Волков, радист Галкин. В ледяной воде, без водолазного снаряжения приходилось работать под килем катера, используя для подачи воздуха под воду гофрированную трубку от противогаза. Однажды катер вышел на выполнение боевого задания в район мыса Куликов. Для экономии дорогостоящего топлива на длительных переходах мы пользовались буксирными концами канонерских лодок. Так и в этот раз мы вышли совместно с катером главстаршины А.П. Шапрана на буксире у канонерской лодки, которой командовал капитан-лейтенант М. Л. Звягин. Дойдя до назначенной точки, мы завели моторы, и катера самостоятельно пошли на выполнение боевой задачи. Успешно произведя высадку разведгруппы, катера легли курсом на базу. Нам, механикам, трудно определить, что делается на верхней палубе. Но за время, когда пройдена не одна тысяча боевых миль, мы изучили тактические действия своего командира и могли в любое время определить: идет ли катер на сближение с противником или уклоняется от вражеских снарядов. Катер лег курсом на базу. Скорость 18 узлов. Но вот машинный телеграф потребовал аварийного хода. По-видимому, возникла необходимость резко изменить тактические действия. Однако выйти из зоны обстрела вражеских орудий не удалось. Катер стало трясти как в лихорадке. Механик самостоятельно убрал скорость до малого и доложил в боевую рубку причину. В это время катер сильно тряхнуло: у правого борта взорвался снаряд. Затем второй, третий. Сигнал аварийной тревоги! Пробоина в правом борту, поступает вода. Противник открыл беглый огонь. Катер Шапрана прикрыл нас дымовой завесой. Не прошло и пяти минут, как пробоина была заделана, и нам удалось выйти из зоны обстрела. Катер подал буксир, и так мы дошли до места встречи с канонерской лодкой. На базе наш катер немедленно поставили в док. При проверке подводной части линии вала обнаружили, что баккаутные и бронзовые втулки гребных валов полностью выведены из строя. Для обнаружения и уничтожения наших катеров противник неоднократно засылал диверсантов, но неудачно: одни из подосланных врагов блуждали в карельских и вологодских лесах и погибали там, другие обнаруживались местными жителями и доставлялись нашему командованию. Однажды при возвращении с боевого задания наши катера обнаружили шлюпку. Увидев нас, шлюпка повернула к берегу, однако катер подошел к ней, и пассажиров мы отправили в штаб. Оказалось, что это были Диверсанты. В 1943 году наши катера временно базировались в поселке Шала, в устье реки Водлы. С этой базы мы наносили артиллерийские удары по огневым точкам противника. При возвращении с задания сигнальщик Р. И. Соболев обнаружил на острове Чур подозрительный световой сигнал. Командование приняло решение прочесать остров. Катер № 210 подошел вплотную к острову и высадил для разведки старшину 2 статьи Александра Иванова и старшего матроса Войтюка. Другая группа во главе с главстаршиной Иваном Ревякиным находилась в носовой части на верхней палубе катера и была готова к немедленным действиям. Иванов и Войтюк не успели сделать и тридцати шагов в глубь острова, как раздался оглушительный взрыв. Взрывом фугаса был смертельно ранен Иванов, который скончался через 2 часа, и убит главстаршина Иван Ревякин. Николай Мосулишвили получил тупой удар в голову, от смерти его спасла каска. Осколками был пробит корпус правой скулы катера и переборка форпика и каюты командира, вследствие чего были залиты водой два отсека. Своих товарищей И. Т. Ревякина и А. А. Иванова мы похоронили на берегу реки Водлы. Наступила зима 1943/44 года. Мы ушли на зимовку в Череповец. Необходимо было поставить катера на берегу на клетки. Поскольку механических средств для подъема катеров не имелось, нам пришлось делать все вручную. Моторы были вытащены и отправлены в оборудованные нами в помещении железнодорожного техникума мастерские. Корпусная часть и двигатели были отремонтированы в короткий срок. Матросы и старшины жили в наскоро оборудованных баржах. Зима была холодной, помещения промерзали насквозь. Днем и ночью личный состав находился в верхней одежде. Тылового пайка явно не хватало. Но даже в таких тяжелых условиях моряки проявляли стойкость и добросовестно готовили боевую технику к грядущим сражениям. Наступила весна 1944 года, и снова мы пошли в поход на врага, теперь уже для его окончательного разгрома на Онежском озере. Источник: (1980) Боевые вымпела над Онего - Стр.69-72
 
13

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасибо!Мы прочитаем Ваше сообщение в ближайшее время.

Ошибка отправки письма

Ошибка!В процессе отправки письма произошел сбой, обновите страницу и попробуйте еще раз.

Обратная связь

*Политика обработки персональных данных