В.И. Липин (бывший ком. взвода 37мм зенитных установок, мл.лейтенант, ныне полковник в отставке). Бронепоезд 190.
Участники
Страна: СССР Хочу поделиться воспоминаниями о боевых действиях бронепоезда 190 на Карельском фронте. Он прибыл в состав 1-го корпуса ПВО в январе 1943 года для усиления зенитного прикрытия железнодорожных станций. Ему предназначалось прикрывать от налетов авиации противника наши поезда, а также железнодорожные станции и разъезды Кировской железной дороги на участке Кандалакша — Лоухи протяженностью 164 км. Из-за отсутствия опыта действий в сложных условиях местности в первые дни были затруднения в своевременном обнаружении налетов воздушного противника. Однако вынужденный частый маневр по железной дороге позволил личному составу бронепоезда привыкнуть к новым условиям и более грамотно реагировать во время налетов авиации противника. Солнечным утром 17 февраля 1943 года бронепоезд подошел к станции Княжая. Личный состав приступил к завтраку, но через 5-6 минут в небе появился самолет противника. Он дважды пролетел над станцией. В это время на наблюдательном пункте дежурил разведчик Емельянов Борис Дмитриевич, который тут же объявил тревогу. Взвод 7,62 мм зенитных пулеметных установок при повторном прохождении самолета противника открыл по нему огонь. Через несколько минут в небе появляются 6 бомбардировщиков Ю-87 под прикрытием истребителей Me-109. Все огневые средства бронепоезда открыли огонь по воздушном противнику. Однако самолеты, сбросив бомбы вблизи станции, тут же скрылись за сопками. Следует отметить, что личный состав бронепоезда еще не имел необходимого опыта борьбы с авиацией противника, поэтому противнику удалось уйти безнаказанно. Сброшенные бомбы особого ущерба бронепоезду не причинили, так как падали на значительном от него расстоянии, среди личного состава имелись потери. Погибли командир бронепоезда Поляков и рядовой Колмыков. Оба были похоронены в г. Кандалакша. С увеличением светлого времени суток наши поезда по железной дороге стали ходить чаще. Однако и авиация противника стала действовать более интенсивно. Самолеты противника на низких высотах выслеживали движение наших эшелонов, после чего налетали бомбардировщики и наносили по ним удары. Это, в свою очередь потребовало выделения зенитных средств для прикрытия и сопровождения наших поездов во время их движения. В пути следования зенитчики находились в состоянии полной боевой готовности. 10 марта 1943 года севернее станции Ковда большая группа бомбардировщиков Ю-87 в сопровождении истребителей Ме-110 нанесла бомбовый удар по нашему бронепоезду. Бронепоезд имел большие потери. Были разбиты зенитные пушки, зенитные пулеметные установки и погибло 11 человек из состава зенитных установок. Кроме того, был разбит вагон с людьми, погибла почти половина взвода. Похоронили погибших в районе станции Ковда. Нам удалось сбить два Ю-87. После этого боя было принято решение: бронепоезд отправить в город Кандалакшу для ремонта, замены вооружения и пополнения личного состава. Через трое суток бронепоезд вернулся на станцию Ковда, где он продолжал вести борьбу с авиацией противника. В начале 1944 года бронепоезд был направлен для прикрытия станции Нямозеро, через которую сосредоточивались наши войска при подготовке наступательной операции на Кандалакшском направлении. Противник группами самолетов Ю-87 совершал по три налета в течение дня. В ночное время пролетали одиночные самолеты ХЕ-126. В это время повысилась активность нашей истребительной авиации, что в значительной степени облегчило действия бронепоезда. В апреле 1944 года бронепоезд был направлен на прикрытие аэродрома «Африканца». В течение всего времени боевых действий на Карельском фронте бронепоездом № 190 было сбито около 20 самолетов противника. За успешные боевые действия бронепоезда он в конце 1943 года был награжден орденом Красного Знамени. На бронепоезде были и молодые девушки, которые заменяли мужчин. Они выполняли задачи разведчика, связиста, прибориста, повара, подносчика снарядов. А такие мужественные, как Галина Константиновна Капитонова (ныне Сакмаринова), были наводчицами зенитной установки 37 мм пушек. Хотелось бы рассказать также о рядовом Сусине, 1905 года рождения. Он служил на нашем бронепоезде во взводе 37 мм зенитных установок с момента его укомплектования в Москве и до расформирования. На протяжении всего времени он оказывал большую помощь молодым бойцам, к нему обращались по всем вопросам фронтовых будней. Это был наш «Василий Теркин». После войны многое утекло, но никогда не забудутся подвиги и героизм наших бойцов, отражавших налеты вражеской авиации. Источник: (2000) Слава тебе Карельский фронт. Воспоминания ветеранов - Стр.228-229
19
Добавить комментарий