Рассказ Е.П. Пестреева о С.П. Кобзеева (гв.майор, командир эскадрильи 17-го ГШАП). Боевые действия штурмовиков 17-го гвардейского.
Участники
Страна: СССР С 17-м гвардейским штурмовым авиационным полком я прошел через всю Великую Отечественную войну, вырос от рядового пилота до командира эскадрильи. К заключительному этапу боевых операций в Советском Заполярье я совершил 220 боевых вылетов. В начале войны противник на нашем участке фронта имел значительное преимущество в войсках, и в частности, в авиации. И тем не менее мы, летая на самолетах старой конструкции И-15 бис и И-153, старались выполнить каждое боевое задание, выйти из боя победителями. Особенно жаркие бои в то время нам пришлось вести в августе- сентябре 1941 года, когда финские войска, подтянув резервы, вновь начали наступление, стремясь захватить всю Карелию, перерезать Кировскую железную дорогу и соединиться с немецкими войсками в районе реки Свирь. В этот период мы группами по нескольку раз в день летали на штурмовку аэродромов, боевой техники и живой силы противника в районы западнее Петрозаводска — Спасскую Губу, Сямозеро, Суоярви. Только за вторую половину сентября 1941 года полк произвел 174 боевых самолето-вылетов, уничтожил около 60 автомашин, 7 заправщиков и цистерн с горючим, 3 самолета, 2 танка, рассеял и уничтожил более роты вражеских солдат. Командующий ВВС 7-й армии объявил благодарность личному составу полка и отметил отличившихся. Любопытны были показания пленного финского летчика, сбитого нами в районе реки Тулоксы. — Финское командование, — рассказал он, — приказало нам в первую очередь уничтожить тавотные коробки (тавотными коробками финны называли наши самолеты И-15 бис и И-153 «Чайка»), Нет от них покоя ни днем ни ночью. Именно они наносят нам большой урон, с ними связаны наши потери. Много героических подвигов в то время было записано на боевом счету заместителя командира полка Краснолуцкого, командиров эскадрилий Горюна, Кузьмичева, Андреева, заместителей комэсков Борисова, Кобзева, Книжника. В 1942 году наш полк получил замечательные самолеты — штурмовики Ил-62. Личный состав переучивался на новую технику, боевая работа полка развернулась с новой силой. Запомнились боевые вылеты в августе 1942 года на штурмовку вражеских аэродромов Тунгозеро и Тикшозеро. Они были успешными — мы уничтожили и повредили 12 самолетов противника, 7 автомашин, ремонтные мастерские. Такое блестящее выполнение задания было отмечено в приказе командующего ВВС Карельского фронта. Командир звена 3-й эскадрильи гв. ст. лейтенант Конский во время штурмовки вражеского аэродрома Тикшозеро свой штурмовик Ил-62 с горящим мотором направил в самолетную нишу. Мощным взрывом ниша и стоявший в ней вражеский самолет были уничтожены. Наши наземные войска при поддержке авиации сумели остановить полчища захватчиков и не допустить соединения финских и немецких группировок. Линия фронта стабилизировалась. Но враг активизировал боевые действия в Заполярье. Фашистская авиация усилила массированные налеты на Мурманск, на портовые объекты, на наши аэродромы, на морские транспорты союзников. С целью уничтожения фашистской авиации на заполярных аэродромах наш полк в феврале 1943 г. перелетел на аэродром Мурмаши. Отсюда мы совершали штурмовые налеты на фашистские аэродромы Луостари, Маятало, Салмиярви. Так, 1 марта 1943 года восемь экипажей Ил-2 под моим командованием штурмовали аэродром Луостари. В результате внезапного налета бомбами, PC и пушечным огнем мы уничтожили и вывели из строя три самолета Ю-88, два самолета Me-109, одну зенитную батарею, склад боеприпасов, повредили несколько самолетов. Однако и с нашей стороны были потери. Во время этой штурмовки огнем зенитной артиллерии над целью был сбит самолет, пилотируемый гв. старшиной Афанасьевым. Последующие полеты тоже принесли потери. 5.03.43 г. погибли пилот гв. сержант Пожогин И. С., воздушный стрелок гв. старшина Гордеев; 18.03.43 г. — зам. командира АЭ гв. капитан Перетягин; 29.03.43 г. — гв. лейтенант Полушкин и гв. сержант Аритов А. К.; 4.04.43 г. — пилот гв. сержант Буданов; 29.04.43 г. — воздушный стрелок гв. старшина Сидоренко. В результате интенсивной боевой работы полка в марте 1943 г. на аэродромах противника уничтожено и выведено из строя 19 самолетов Me-109, 7 самолетов Ю-88, один самолет Ю-52, склад боеприпасов, 6 зенитных точек, 2 автомашины с грузом, повреждено 2 ангара и несколько самолетных контейнеров, в которых транспортировались разобранные самолеты. Один самолет Мс-109 был сбит в воздушном бою воздушным стрелком гв. ст. сержантом Кустовым. За успешные боевые вылеты в 1943 г. большая группа летчиков, воздушных стрелков и технического состава была награждена орденами и медалями. В моей леткой книжке появилась запись: «123-й боевой вылет». Я был награжден орденом Александра Невского. Напряженную боевую работу полк проводил в период Свирской наступательной операции. В первые дни наступления экипажи Ил-2 делали по 4—5 боевых вылетов в день. Техники и механики едва успевали готовить самолеты к очередному полету. Взаимодействуя с наземными войсками, мы уничтожили опорные пункты противника, боевую технику, железнодорожные составы, мосты и другие объекты на вражеской территории. Боевой опыт, полученный в период наступательных боев по освобождению от захватчиков Карелии, пригодился во время Петсамо-Киркенесской операции. В конце сентября 1944 г. наш полк перелетел в Заполярье на аэродром Ура-Губа и вошел в состав 261-й смешанной авиационной Свирской дивизии. Для содействия сухопутным войскам в прорыве обороны противника и в наступлении было налажено тесное взаимодействие между командованием наземных и авиационных соединений. Наши экипажи по их заявкам немедленно вылетали на штурмовку указанных целей. Здесь ярко проявился наступательный дух наших авиаторов. Несмотря на ненастную погоду, яростное противодействие фашистских зенитчиков и истребителей, мы каждый день громили врага. 30 сентября 1944 г. (на следующий день после приземления на аэродроме Ура-Губа) я повел группу из шести Ил-2 на штурмовку автоколонны противника, двигавшуюся по дороге от Луостари к горе Кариквайвишь. В результате налета в районе цели произошло три взрыва, было уничтожено пять автомашин. Истребители прикрытия завязали воздушный бой с фашистами, взлетевшими с аэродрома Луостари. Наша шестерка без потерь возвратилась на свой аэродром. В первые дни наступления ударных соединений 14-й армии (7 и 8 октября) наш полк группами по 4—6 самолетов Ил-2 действовал по войскам противника в районе северо-восточнее озера Чапр, упорно мешавшим продвижению наших наступающих частей. В эти дни восемь групп Ил-2 волнами, друг за другом, из-под нижней кромки облачности, с высоты примерно 700 м пикировали до бреющего полета, штурмовали артиллерийские позиции, траншеи, окопы, блиндажи, боевую технику противника. Наблюдателями на КП наземных соединений и членами экипажей штурмовиков и истребителей были отмечены прямые попадания бомб в траншеи и опорные пункты. Были уничтожены и выведены из строя 28 автомашин, две батареи полевой артиллерии, две батареи минометов, взорвано два склада боеприпасов, подавлен огонь трех батарей зенитной артиллерии. Наземная станция наведения (позывной «Сокол») подтвердила результаты успешных штурмовых ударов. Командование наземных соединений и командир 261-й САСД дали высокие оценки действиям наших штурмовиков. Очень интенсивной боевая работа 17-го ГШАП была 9 октября, когда стремительно наступавшим частям 99-го и 131-го стрелковых корпусов требовалась огневая поддержка с воздуха. Ведь артиллерия и танки, двигавшиеся по тундре и бездорожью, отстали от них. С самого утра (первый полет в этот день шестерки Ил-2 под моим командованием состоялся в 7 часов 15 минут утра) и до вечерних сумерек группы Ил-2 девять раз вылетали на штурмовку целей, указанных наземным командованием. Налетам наших штурмовиков подверглись артиллерийские и минометные позиции, узлы обороны, скопления противника в районе Луостари, на высоте 238,0, а также боевая техника на марше по дорогам от оз. Пиккухейняярви на Луостари и от Луостари на Петсамо. Невзирая на ожесточенный зенитный огонь и атаки фашистских истребителей, все боевые задания были выполнены. Все наши самолеты, хотя и сильно поврежденные, вернулись на свою территорию. Ударные соединения 14-й армии (99-й и 131-й СК) при активной поддержке авиации прорвали вторую полосу обороны фашистских егерей и устремились в направлении на Луостари и Петсамо. 11 октября 1944 года около восьми часов утра восемнадцать самолетов Ил-2 под общим командованием гв. майора Харитонова тремя группами (ведущий второй шестерки гв. майор Васильев, ведущий третьей — гв. майор Ермаков) в сопровождении двадцати истребителей 20-го ГИАП вылетели на штурмовку фашистского аэродрома Салмиярви, на котором базировалось около 50 самолетов Ме-109, Фв-190, 10-52. Несмотря на сильный зенитный огонь (как выяснилось потом, огонь вели 14 зенитных батарей), наши экипажи полностью выполнили боевое задание, бомбы точно накрыли стоявшие на аэродроме самолеты, сгорело семь вражеских машин (два 10-52 и пять истребителей). Затем огнем из PC и пушек было повреждено еще восемь фашистских самолетов. Однако вражеские зенитчики сбили самолет ведущего всей группы, который загорелся перед выходом из пикирования, упал и взорвался в 1,5 км северо-западнее аэродрома. Гв. майор Харитонов А. 13. и гв. старшина Мазуров М. Н. геройски погибли. Еще шесть наших самолетов, участвовавших в этом налете, получили различные повреждения, но благополучно дотянули до своего аэродрома. В гот же день 11 октября еще три группы штурмовиков нашего полка (первую группу вел я, вторую — гв. ст. лейтенант Евдокимов, третью — гв. майор Потапов) штурмовали отступающие вражеские войска в районах высоты 185,0 (восточнее озера Сантаярви), озер Вириван — Раббедан, пунктов Луостари — г. Петсамо. Уничтожено и разбито 7 автомашин, 6 повозок, одно орудие, убито и рассеяно много фашистов. В последующие дни, и вплоть до завершения Петсамо-Киркенесской операции, наша авиация, завоевав безусловное превосходство в воздухе, вела боевые действия в форме авиационного наступления не давая врагу передышки. Наступление наших войск развивалось так стремительно, что иногда представители ВВС, находящиеся на командных пунктах наступающих соединений, по указанию наземного командования, ставили новые задачи экипажам Ил-2, уже взлетевшим с аэродрома. Такое тесное взаимодействие повышало эффективность ударов по врагу. Так, Ил-2 под моим командованием через наземную радиостанцию «Фазан» был перенацелен на штурмовку складов и палаток в районе мостов через реку Титовку. При налете было отмечено шесть прямых попаданий бомб в склады и палатки с вражескими солдатами. На завершающем этапе Петсамо-Киркенесской операции объектами штурмовых налетов нашего полка были, в частности, скопления войск и боевой техники противника на дорогах вокруг Луостари и южнее Петсамо, на опорных пунктах и узлах обороны на высоте 402,5, на высоте 482,0, у пос. Никель, на побережье Бек-Фиорда и др. Штурмовке подверглись артиллерийские и минометные позиции в районах: пос. Кокури, оз. Кускаярви, на высоте 367,0, на отметке 186,6. Штурмовали и повредили переправу через реку Нейдем, потопили речную баржу у пос. Никель. В последние боевые операции наш полк нанес противнику большой урон, не потеряв при этом ни одного экипажа, обеспечил успешное продвижение наших наземных частей. В боях по освобождению Советского Заполярья отличились многие авиаторы нашего полка. Правительственных наград были удостоены командиры, летчики, воздушные стрелки, техники, офицеры штаба. Мне было присвоено звание Героя Советского Союза. Высокая оценка моей боевой работы вызвала у меня чувство гордости. Как начальник отдела я прекрасно понимал, что награда эта принадлежит не только мне, а всему личному составу полка и прежде всего воинам, погибшим в жестоких схватках. С.П. Кобзев, гвардии майор, командир эскадрильи 17-го ГШАП, Герой Советского Союза Рассказ записал Е.П. Пестерев пос. Мурмаши — Москва 1945 г. - 1998 г. Источник: (2000) Слава тебе Карельский фронт. Воспоминания ветеранов - Стр.125-129
17
Добавить комментарий