Морозов Александр Николаевич — На онежском заводе.
Гражданские
Страна: РСФСР, Карелия Морозов Александр Николаевич родился в 1893 г. в г. Петрозаводске. С 12 лет начал свою трудовую деятельность на Александровском заводе. Член КПСС с декабря 1917 г. В первые годы Советской власти был заместителем председателя завкома и секретарем партийной организации Онежского завода, секретарем и председателем Союза металлистов. В 1918 г. в составе заводского отряда Красной гвардии выезжал на подавление кулацких мятежей в Вытегре и Бережной Дубраве, позднее состоял в продовольственном отряде. В 1919—1921 гг. участвовал в боях против интервентов и белогвардейцев в Карелии. В дальнейшем — на советской и административной работе в Петрозаводске. Участник Великой Отечественной войны. В настоящее время — персональный пенсионер. В январе 1918 года в Петрозаводске была установлена Советская власть. Рабочие Онежского завода активно участвовали в организации нового государственного аппарата. Партийная и профсоюзная организации завода выделили для работы в советских органах свои лучшие силы как из числа членов партийной организации, так и из беспартийных рабочих, преданных Советской власти. На советскую работу в губисполком и его отделы и в горсовет были выдвинуты: Н. Т. Григорьев, X. Г. Дорошин, А. Ф. Маликов, Н. И. Одинцов, Д. И. Лузгин, Л. А. Чехонин, Н. С. Песков, Н. Н. Дорофеев, М. А. Евстифеев, А. Н. Огарков, Д. 3. Акулов, П. К. Аксентьев, М. Г. Власков, И. В. Чижиков и др. Советская власть получила в наследство отсталое хозяйство страны, разрушенное в годы империалистической воины. С самого начала своей деятельности партийной и профсоюзной организациям завода пришлось столкнуться с огромными хозяйственными трудностями. Александровский завод был военным предприятием, он выпускал артиллерийские снаряды. И вот в конце 1917 года заказы на изготовление снарядов прекратились. На предприятии создались финансовые трудности, выплата зарплаты рабочим задерживалась. Исключительную остроту приобрело также и продовольственное положение. Мизерный хлебный паек население часто получало овсяной мукой или жмыхами. Рабочие завода дополнительно иногда получали кое-что из ненормированных продуктов. Но с питанием было очень плохо. Серьезную тревогу внушало положение заводского транспорта. Перевозки металла, угля, дров, готовой продукции производились гужевым транспортом. На заводе кончились запасы фуража, лошади падали от истощения. Все это грозило полной остановкой предприятия. Антисоветские элементы пытались свалить ответственность за возникшие трудности на органы Советской власти. Для предотвращения экономической катастрофы требовались решительные революционные меры. Уже в марте 1918 года рабочим организациям Онежского завода пришлось поставить вопрос об отстранении горного начальника Синалецкого от занимаемой должности за развал работы и саботаж. Временное исполнение обязанностей горного начальника было возложено на инженера С. М. Эрихмана лояльно относившегося к Советской власти. Впоследствии, в октябре 1918 года, было избрано правление завода. В правление вошли рабочие, пользующиеся авторитетом в коллективе: В. В. Пономарев, организатор комсомольской ячейки на заводе, Н. П. Одинцов и А. Ф. Маликов, хорошие специалисты своего дела, участники отряда Н. Н. Дорофеева, инженер А. М. Пригоровский. Большевики-онежцы и передовые рабочие твердо решили сохранить завод. Но для этого необходимо было перевести его на производство продукции для мирного времени. В мае 1918 года Высший Совет Народного Хозяйства одобрил предложение о переводе завода на ремонт подвижного состава для Мурманской железной дороги и выделил на эти цели кредиты. С большим энтузиазмом и воодушевлением приступила передовая часть рабочих к переоборудованию нового снарядного цеха в паровозо-ремонтный, а также к строительству железнодорожной ветки, соединяющей завод с Мурманской железной дорогой. На предприятии тогда работало около 1200 рабочих и служащих. В то время как большинство кадровых рабочих и служащих, несмотря на крайне трудное продовольственное положение, работало честно и добросовестно, у части рабочих, особенно прибывших во время войны из деревни, были развиты мелкобуржуазные настроения. Они преувеличивали трудности, не верили в возможность подъема производства на заводе, занимались в рабочее время изготовлением мелкой кустарной продукции для частной продажи (зажигалок, сковородок и т. п.). Эта малоустойчивая часть рабочих была той средой, на которую легко оказывали влияние меньшевики и эсеры. Работа по переводу завода на производство продукции мирного времени была нелегкой еще и потому, что требовалось переквалифицировать старые кадры. Но все было хорошо с трудовой дисциплиной. Имели место случаи невыхода на работу, опоздании, самовольного ухода с работы. Трудности с сырьем и топливом не позволяли использовать в полной мере производственные возможности завода и наличные кадры рабочих. Многие рабочие из производственных цехов были переведены на распиловку п подвозку дров. Пришлось также провести частичное сокращение рабочих. К увольнению их подходили очень осторожно. Стремились сделать так, чтобы не оставить уволенных и их семьи без средств к существованию. Списки подлежащих увольнению обсуждались и утверждались общим собранием рабочих. В первую очередь были сокращены те, кто поступил на завод в период империалистической войны и имел в деревне свое хозяйство, то есть по существу не являлся кадровым рабочим. Была сокращена также часть кадровых рабочих, но увольнялись те, у кого в семье были другие работающие. Причем была договорённость о приеме уволенных на работу на Мурманскую железную дорогу. Советские органы власти принимали все меры к улучшению продовольственного снабжения рабочих завода и всего населения города, но внутренняя и внешняя контрреволюция во многом мешала осуществлению намечаемых мероприятий. В августе 1918 года, по призыву партии партийная и профсоюзная организации завода организовали продовольственный отряд из 75 человек. В их числе было несколько рабочих типографии. Возглавлял отряд X. Г. Дорошин. Отряд прибыл в Москву, откуда был направлен в Щигровский уезд Курской губернии. Перед отрядом стояла задача выявить у населения хлебные излишки, изъять их и направить в адрес Олонецкого губпродкома. Деятельности отряда способствовали местные органы Советской власти, деревенская беднота, и ему удалось заготовить и отправить в губернию значительное количество хлеба. Большую воспитательную и организаторскую работу среди рабочих завода проводили политические комиссары, направлявшиеся на завод губернской партийной организацией. Первым политическим комиссаром на Онежский завод 25 ноября 1918 года был направлен В. П. Солунин*. На этой должности он находился до начала 1919 года. После ухода его на фронт политкомиссаром завода был назначен А. М. Калинин. Солунин провел собрания рабочих, на которых рассказывалось о положении в стране, разъяснялись задачи завода по производству снарядов для Красной Армии, ремонту паровозов, изготовлению плугов. В каждом цехе были избраны старосты (всего 10 человек). Кроме того, был избран товарищеский суд из трех человек в составе X. Г. Дорошина, И. С. Горбачёва и И. П. Носова. К началу 1919 года в результате проведённой работы, трудовая дисциплина на заводе несколько улучшилась. Завод оказал помощь Онежской военной флотилии в изготовлении и установке креплений для орудий на кораблях, затем приступил к ремонту паровозов для Мурманской железной дороги. Новомеханический цех был переоборудован в паровозный. С 1 января по 1 июня 1919 года было выпущено из ремонта 6 паровозов. Паровозы и вагоны отправлялись по вновь построенной ветке, которая связывала территорию завода с разъездом Голиковка. Работа по ремонту паровозов считалась срочной, так как часть их предназначалась для формирования маршрутных поездов, отправлявшихся в южные районы страны за хлебом. Рабочим и служащим завода в качестве поощрения были установлены денежная и хлебная премии. Соответствующие фонды муки на премирование выделялись Олонецким губпродкомом. Следует отметить, что такие инженеры как С. М. Эрихман, М. М. Карнаухов, С. А. Дамов, К. К. Левис и мастера, выдвинутые из рабочих — И. В. Яковлев, В. Ф. Пахомов, Г. Ф. Костин, рабочий А. В. Лузгин, прикомандированный от Мурманской железной дороги, В. И. Лужин — отдавали все силы развитию производства и активно участвовали в возрождении завода. В мае 1919 года, с приближением фронта, Петрозаводск был объявлен на военном положении. Коммунисты и комсомольцы завода выступили на защиту подступов к Петрозаводску — село Лососинное, на Пудожский, Заонежский и другие участки фронта. По указанию губсовнархоза правление завода приступило к эвакуации с предприятия станков, готовых изделий и полуфабрикатов. Уход большого количества коммунистов и комсомольцев на фронт, мобилизация части рабочих военкоматом, а также эвакуация некоторых станков и оборудования резко сократили производство. Когда непосредственная опасность городу миновала, завод снова возобновил ремонт паровозов и приступил к изготовлению конных плугов. В это время я работал в завкоме и в товарищеском суде. В состав суда входили: В. В. Пономарев — председатель, М. Ветлугин — член суда, я — секретарь. Хотя дисциплина к этому времени на заводе улучшилась, все же имелось довольно много случаев невыхода на работу, опоздании, самовольных уходов с работы. Товарищеский суд часто рассматривал дела нарушителей трудовой дисциплины, применяя различные меры наказания: внушение, предупреждение, выговор и, в отдельных случаях, ставил вопрос перед заводоуправлением об увольнении с работы. В завкоме работали: М. А. Евстифеев — председатель, я — заместитель (или, как тогда говорили, товарищ председателя), тарифно-нормировочным отделом руководил М. А. Лысов, хозяйственной частью — А. И. Дмитриев и секретарем завкома был И. П. Носов. Завком осуществлял охрану труда, устанавливал расценки, занимался продовольственными вопросами, вел борьбу за укрепление трудовой дисциплины, проводил кампании помощи фронту и транспорту. Так, по решению общих собраний рабочих проводились отчисления с заработка на нужды Красной Армии и транспорта. В меру своих возможностей завком старался улучшать бытовые условия рабочих. Помню такой случай, который произошёл в конце 1919 года. В связи с недостатком керосина большинство домов рабочих оказалось без всякого освещения. И вот на одном из общих собраний был поставлен вопрос о проведении электричества в квартиры рабочих завода. До революции электрическим светом пользовалась только центральная часть города, а на рабочие окраины заботы бывших правителей города не распространялись. На собрание был приглашен представитель горсовета, который дал обещание подвезти бревна для столбов, провести наружную проводку и оказать содействие в приобретении материалов. Сами рабочие копали ямы для столбов и ставили их на тех улицах, где они жили. Трудно было с электроматериалами, иногда проводку приходилось делать буквально из кусочков, часто можно было видеть в квартире внутреннюю проводку, сделанную из черного и белого шнура. Мощность электростанции была небольшой, поэтому в квартире разрешалось иметь 1—2 лампочки. И вот в январе 1920 года в домах рабочих на окраине города зажглись лампочки Ильича. Это была огромная радость. Рабочие и члены их семей часто с благодарностью вспоминали о заботе, проявленной о них городским Советом. Интересно, что даже в те трудные годы общественные организации и правление завода думали не только о настоящем, но и заглядывали в будущее. Об этом свидетельствуют выделение средств для открытия школы, организация производственного обучения подростков, работавших на заводе, создание курсов по ликвидации неграмотности. Это были первые шаги Советской власти, направленные на повышение общеобразовательного уровня и технической подготовки рабочих завода. * В.П. Солунин погиб в боях за Сегежу 19 февраля 1919 г. А. М. Калинин убит па Заонежском фронте в июне 1919 г. Источник: (1963) За Советскую Карелию. Воспоминания о гражданской войне - Стр.408-415
111
Добавить комментарий