Леонтьев Тимофей Васильевич — За новую школу.
Гражданские
Страна: РСФСР, КарелияПериод: Гражданская война и интервенция (1918-1922) Леонтьев Тимофей Васильевич родился в 1880 г. в Петрозаводске, в семье рабочего Александровского (ныне Онежского) завода. С 1900 по 1914 г. работает учителем в Карелии. Участник первой мировой войны. После демобилизации из армии с 1917 по 1932 г.— на педагогической работе в Карелии, а затем в Ленинграде. С 1957 г.— пенсионер. В январе 1918 года, через несколько дней после установления Советской власти в Петрозаводске, комиссар просвещения Олонецкой губернии В. М. Парфенов позвонил мне в губернскую земскую управу и попросил зайти к нему. При встрече Парфенов сказал, что в ближайшее время будет поставлен вопрос в исполкоме о ликвидации дирекции народных училищ и земства и вопросами народного образования в губернии будет заниматься губернский комиссариат просвещения. В связи с этим он выразил желание поговорить со мной об организации руководства народным просвещением и проведении реформы народного образования. Вернувшись из армии в ноябре 1917 года, я продолжал работать в земстве и в первую очередь старался выяснить состояние внешкольного образования на местах. Здесь широко развернулась самодеятельность населения: организовывались кружки для коллективной выписки газет и журналов, устраивались громкие читки литературы, проводились народные чтения, лекции и другие мероприятия. Земство очень мало занималось внешкольной работой. И она, по существу, перешла в руки целого ряда организаций, разного рода кружков, просветительных обществ и т. п. Но все они проводили эту работу не планомерно, от случая к случаю, часто односторонне; нередко создавался ненужный параллелизм в работе, непроизводительно затрачивались силы и средства. Обо всем этом я и рассказал В. М. Парфенову. Относительно реформы школьного образования я сообщил Валентину Михайловичу, что являюсь сторонником созданная единой трудовой школы из трех ступеней: первая ступень — начальная школа с 3—4-летним обучением; вторая ступень — с 4-летним обучением; на базе семилетнего или восьмилетнего обучения открывались школы третьей ступени (общеобразовательные школы с 3-летним обучением) и средние специальные учебные заведения. В. М. Парфенов задал мне несколько вопросов, а затем предложил перейти на работу в комиссариат просвещения. После этой встречи меня назначили заместителем комиссара и заведующим отделом внешкольного образования. В конце января — начале февраля 1918 года состоялся 111 съезд крестьянских депутатов Олонецкой губернии, на котором Парфенов изложил предложение комиссариата просвещения о создании новой, советской школы в губернии. Учительство Карелии с большим энтузиазмом принялось за проведение школьной реформы в жизнь. При обсуждении вопроса, какой должна быть новая школа, некоторые учителя, под влиянием широко распространенной тогда литературы о «свободной» школе, выступали за «свободное» воспитание в начальной школе. Но эта «теория» была решительно отвергнута большинством учителей. Подвергался дискуссии также вопрос о преподавании религии в школе. Отдельные преподаватели средней школы и некоторые учителя бывших церковноприходских школ высказывались за сохранение хотя бы одного часа в неделю для преподавания религии, мотивируя свои предложения религиозностью народа, который якобы требует от школы, чтобы она учила ребят и молитвам. Когда большинством учителей это предложение было отвергнуто, появилось другое: разрешить школе преподавать религию желающим учащимся во внеучебное время. Этой группе учителей губернский комиссар народного образования напомнил об опубликованном декрете Советского правительства, которым школа отделялась от церкви, преподавание религии и выполнение религиозных обрядов в школе запрещалось. Много споров среди учителей вызвал разговор о программах по отдельным предметам и методах обучения. На губернские органы народного образования возлагалась обязанность провести в первую очередь реформу школы, а также избрать председателей педагогических советов учебных заведений и подобрать учителей для школ Петрозаводска. Осуществление этих мероприятий в уездах возлагалось на местные Советы. Всем учителям, желавшим работать в советской школе, было предложено подать об этом заявления. За единичными исключениями, учителя заявили о признании Советской власти и согласии трудиться в школе. При голосовании в Советах часть учителей, как реакционно настроенных, выступавших ранее против Советской власти, была забаллотирована. Еще раньше были отстранены от педагогической работы за выступления против Советской власти некоторые преподаватели гимназии: В. А. Богданов, Ф. Ф. Чудинов, преподаватель учительской семинарии В. И. Крылов, ректор духовной семинарии Н. К. Чуков, преподаватель Рубинов. Забаллотированы были учителя Петрозаводска, активно выступавшие против Советской власти на собраниях: А. Ф. Кирикова, И. В. Курбатова, Н. М. Гостинчикова, Н. М. Степанов и некоторые другие. В мае 1918 года Олонецкий губернский комиссариат просвещения созвал съезд уездных комиссаров просвещения. Съезд обсудил вопросы, связанные с проведением в жизнь распоряжений комиссариата просвещения РСФСР. Все предложения по реформе школы, внесенные на обсуждение съезда комиссаров, были полностью им приняты. Учитывая то обстоятельство, что в ряды учителей влилось значительное число лиц без педагогической подготовки, да и старые преподаватели должны были пройти переквалификацию, съезд высказался за организацию в ближайшее лето краткосрочных курсов. Для подготовки новых учителей съезд постановил создать постоянные педагогические курсы. К началу 1918/19 учебного года школа в губернии была в основном перестроена. Но в начале августа комиссариат получил из Москвы извещение о созыве I Всероссийского съезда по просвещению при Наркомпросе с приложением программы съезда, в которой намечалось создание двухступенной общеобразовательной школы: первая ступень — 5 лет и вторая — 4 года обучения. Эти материалы были получены после окончания рабочего дня, и В. М. Парфенов, просмотрев их, пришел вечером ко мне на квартиру, чтобы обменяться мнениями о том, как быть с нашим планом перестройки школы, который направлен на места и уже осуществляется. Обсудив намечаемую новую школьную структуру, пришли к выводу, что постепенно ее можно ввести без каких-либо особых трудностей. Полученные из Москвы материалы были всесторонне обсуждены на заседании совета, но народному образованию, здесь же я был избран делегатом съезда. I Всероссийский съезд по просвещению открылся 26 августа 1918 года. В первые дни на пленарных заседаниях выступили Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, М. И. Покровский, В. М. Познер. На третий день приехал В. И. Ленин, появление которого на съезде было встречено бурными аплодисментами делегатов. Он выступил с речью. В своей речи Владимир Ильич отметил, что «одна из составных частей в той борьбе, которую мы сейчас ведем,— дело народного образования». В заключение он сказал: «Наше дело обеспечено тем, что массы сами взялись за строительство новой, социалистической России... Несмотря на кажущееся распадение многих учреждений и ликование саботажной интеллигенции, мы видим, что опыт борьбы научил массы браться самим завершение своей судьбы. Все, что сочувствует народу но на словах, а на деле, лучшая часть учительства, придет на помощь, — и в этом для нас верный залог того, что дело социализма победит». 30 августа, в разгар работы съезда, было получено известие о покушении на Владимира Ильича. Оно вызвало бурю возмущения и гнева делегатов. Сразу же была прекращена работа секции и созвано пленарное заседание съезда, на котором делегаты приняли резолюцию, клеймившую позором гнусный акт покушения на великого вождя и призывавшую принять самые суровые меры к врагам Советской власти. Вопрос о создании двухступенной школы на съезде не вызвал особых прений. Участники съезда одобрили намеченную перестройку школы. Было высказано лишь пожелание, чтобы двухступенная школа создавалась постепенно, с учетом местных условий и возможностей. В один из перерывов во время работы секции со мной беседовала Н. К. Крупская. Она дала много ценных советов, касающихся проведения реформы народного образования. Надежда Константиновна сказала также, что на содержание школ государство выделит дополнительные средства. Сложнее будет с кадрами, сказала она, но в течение ближайших лет и эту трудность удастся преодолеть. Возвратившись в Петрозаводск, я сделал сообщение о работе и постановлениях съезда на заседании коллегии отдела народного образования. Было принято решение проводить реформу с будущего, 1919 года. В конце декабря 1918 года губернский комиссариат просвещения созвал съезд заведующих уездными отделами народного образования. На этом съезде В. М. Парфенов выступил с докладом, в котором разъяснил, как постепенно перевести трехступенную школу в двухступенную. В. М. Парфенов с присущей ему энергией, кроме народного просвещения, занимался и другими вопросами. По его инициативе в Петрозаводске были созданы народный университет, симфонический и духовой оркестры, музыкальная школа, художественные учебные мастерские. Первым заведующим музыкальной школой был Н. Н. Заторный — пианист, преподаватель Петроградской консерватории, человек большой культуры, обладавший незаурядными организаторскими способностями. При нем музыкальная школа добилась больших успехов и стала серьезным музыкальным учебным заведением. В симфонический оркестр был приглашён из Петрограда молодой дирижер Роговский, а в духовой оркестр — Кусевицкий, брат известного в то время дирижера Кусевицкого. В этот период получило развитие в губернии и театральное искусство. Еще в 1917 году в летнем театре Петрозаводска работала труппа, приглашенная из Петрограда. Руководителем ее был И. В. Петров, режиссер и артист Александрийского театра. Петров возглавил работу театра и в следующие сезоны, вплоть до апреля 1919 года. В художественном отношении Петрозаводский театр стоял очень высоко. В нем работало много талантливых артистов. Репертуар театра состоял из произведений русских и иностранных авторов. Население посещало спектакли очень хорошо, зал был всегда переполненным. Внешкольным отделом комиссариата просвещения, при участии Н. В. Петрова и других артистов, в помощь деревенскому театру выпускались небольшие брошюры под общим названием «Театр в деревне». В них публиковались статьи, помогавшие руководителям самодеятельных театральных кружков лучше организовать на местах художественную самодеятельность. Весной 1919 года, в связи с наступлением иностранных интервентов и белогвардейцев на Севере, положение в губернии осложнилось. По поручению отдела народного образования я выехал в Петроград для переговоров с комиссаром театральных зрелищ Союза коммун Северной области М. Ф. Андреевой о дальнейшей деятельности театра. Решено было всю труппу отправить в Петроград, что и было сделано. В 1919 году, несмотря на ухудшение положения в губернии, на местах возникали все новые культурно-просветительные кружки и другие самодеятельные организации. Открывались школы грамотности для взрослых, проводились коллективные чтения, беседы и т. д. Чтобы объединить деятельность различных культурно-просветительных учреждений, был поставлен вопрос о созыве губернского съезда этих учреждений. Предварительно предполагалось провести уездные съезды. Однако такой съезд состоялся только в Петрозаводском уезде, так как с наступлением интервентов весной 1919 года военно-политическая обстановка в Карелии резко изменилась. Намеченный губернский съезд был отменен. Теперь пришлось менять и формы культурно-просветительной работы. Вся она была подчинена в этот период интересам защиты завоеваний Советской власти. В клубах для неграмотных и малограмотных красноармейцев были открыты курсы для обучения грамоте, устраивались лекции, читки газет. В начале зимы 1919/20 года я был мобилизован в армию. По ходатайству губисполкома меня направили в распоряжение Онежской флотилии, с командованием которой был согласован вопрос о моем назначении школьным инструктором политотдела с правом продолжать по совместительству работу в губернском отделе народного образования. Зимой 1919/20 года, когда уменьшилась опасность нападения внешних врагов и появилась возможность вновь сосредоточить внимание на систематическом проведении просветительной деятельности, решено было созвать совещание представителей уездных внешкольных работников и познакомиться с состоянием работы на местах. Совещание проходило с 10 по 16 декабря 1919 года. На нем стояли два вопроса: 1) дальнейшее планирование и развитие просветительной работы и 2) усиление борьбы с неграмотностью. В стране безграмотной построить коммунистическое общество нельзя,— говорил В. И. Ленин на съезде союза молодежи. Несмотря на тяжелую экономическую и политическую отсталость в стране, В. И. Ленин поставил на очередь дня вопрос борьбы с неграмотностью и 26 декабря 1919 г. подписал исторический декрет «О ликвидации безграмотности среди населения». Так рядом с военным фронтом и фронтом борьбы с хозяйственной разрухой создался третий фронт — культурный, первоочередной задачей которого являлась борьба за грамотность. С расформированием Онежской флотилии в 1920 году я был направлен в Петроград в распоряжение Петроградского военного округа. Источник: (1963) За Советскую Карелию. Воспоминания о гражданской войне - Стр.500-507
113
Добавить комментарий