Коржевич Ксения Степановна — Красноармейский клуб в Пудоже.
Гражданские
Страна: РСФСР, Карелия Коржевич Ксения Степановна родилась в 1899 г. в Петербурге, в семье рабочего. 14-ти лет поступила ученицей и переплетную мастерскую. Затем, окончив частные театральные курсы, с 1915 по 1918 г. играла в театре миниатюр, а с 1918 по 1921 г.— в красноармейском театре в Пудоже. В последующие годы работала в культурно-просветительных учреждениях Карелии. Член КПСС. С 1951 г.— пенсионерка. С первых же дней после победы Октябрьской революции мы, члены профсоюза петроградских сценических деятелей, начали выступать перед рабочими и солдатами. Советское правительство оказывало всяческую поддержку артистам. Театральная комиссия исполкома Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов выдала нам специальные удостоверения, что спасло наши костюмы, платья, обувь и музыкальные инструменты от реквизиции и обложения налогами, как предметы, необходимые для профессиональной артистической деятельности, а не роскоши. Мы были освобождены от мобилизации на общественные работы, но нам часто поручались бесплатные концерты и другие выступления. Большинство из нас правильно поняло лозунги и программу Коммунистической партии и Советского правительства, призывавшие работников искусства создавать социалистическую культуру и нести ее в массы. И поэтому многие из артистов добровольно отправлялись на работу в далекие губернии страны. В мае 1918 года, приехав в Пудож, уездный город бывшей Олонецкой губернии, петроградские артисты стали инициаторами создания здесь театра для народа. Первые месяцы прошли у нас в хлопотах по устройству с жильем, работой и знакомству с людьми. Тогда в Пудоже шла ликвидация старых учреждений и организация советских органов власти. 20 июня 1918 года был сформирован и начал функционировать Пудожский уездный военный комиссариат. Во все его отделы требовалось много работников. Один из наших артистов — Александр Степанович Коржевич с 1 августа 1918 года был принят в агитационно-вербовочный отдел переписчиком. Работая здесь, он внес предложение о создании красноармейского театра и кинематографа. Предложение было горячо поддержано заведующим агитационно-вербовочным отделом Василием Михайловичем Елисеевым. В военкомате приветствовали новую инициативу и связались по этому вопросу с Петроградом. 22 августа 1918 года Петроградский кинематографический комитет предложил смету на устройство в Пудоже кинематографа. С некоторыми изменениями смета была принята. Началась работа по изысканию средств и материалов для кинотеатра. Вскоре после этого, 18 сентября 1918 года, на общем собрании сотрудников Пудожского уездного военного комиссариата была образована культурно-просветительная комиссия в составе В. М. Елисеева (председателя комиссии) и членов — A.С. Коржевича, Меркулова, Колгушкина, Чиженко, Сергеева, Мартынова и Терентьева, в ведение которой перешла вся работа по устройству кинотеатра. На том же собрании, по предложению комиссии, под здание кинотеатра было решено занять помещение бывшего магазина купца Борисова, а его сараи — под электростанцию. Это предложение поддержали советские органы Пудожа. Для закупки инвентаря и киноаппарата уездный военный комиссариат решил послать 30 сентября B.М. Елисеева и А. С. Коржевича в Петроград. Осенью 1918 года был создан уездный комитет РКП (б). Уком партии наладил и постоянно поддерживал связь с Петроградом п ЦК РКП (б). Помню, как с нами однажды беседовал член укома Алексей Федорович Костин. Он говорил о необходимости создать культурно-просветительное общество при клубе, об организации театра, библиотеки и т. д. Клуб, который раньше обслуживал лишь богатую часть населения, вскоре превратился в центр культуры для народа — клуб имени Карла Маркса. Там проводились митинги, доклады и концерты. Культурно-просветительной и агитационной работе в то время придавалось огромное значение. С целью усиления агитационной работы среди воинских частей, призывников и населения уезда, 14 ноября 1918 года при военном комиссариате был создан агитационно-просветительный отдел, выделившийся из агитационно-вербовочного отдела. Уком партии совместно с новым отделом комиссариата 17 ноября 1918 года созвал общее собрание молодежи Пудожа. На собрании присутствовало около 70 человек. С докладом «О необходимости поднятия культурно-просветительного дела и образовании пудожского союза молодых работников народного просвещения» выступил В. М. Елисеев. Сразу же после доклада в союз записались 42 человека. На том же собрании были созданы секции: музыкальная (председатель Федоров), театральная (председатель Л. С. Коржевич) и научно-образовательная (председатель А. И. Беляев — зав. отделом народного образования Пудожского исполкома). Кроме того, был избран исполком союза в составе пяти человек. После собрания работа союза намного оживилась. Пока шло оборудование красноармейского клуба-кинотеатра, все мероприятия проводились в клубе имени Карла Маркса. С 1 декабря 1918 года там начало работать культурно-просветительное общество. Председателем правления общества был избран коммунист А. Ф. Костин, его заместителем — И. М. Журавлев и секретарем — И. П. Никонов. При клубе работали библиотека с читальным залом, школа для взрослых и кружки художественной самодеятельности. К концу 1918 года начал работу красноармейский клуб, названный кинотеатром «Заря» (ныне здание универмага). При красноармейском клубе была создана труппа под руководством А. С. Коржевича, которая обслуживала воинские части в Пудоже и в уезде, выступала перед мобилизованными. Помню, как при срочных отправках воинских формирований и мобилизованных на Петроградский и другие фронты нам приходилось давать концерты даже ночью. В труппе было три артиста-профессионала: А. С. Гринье, А. С. Коржевич и я. Остальные были любителями. Самое активное участие из любителей принимали А. И. Бердова, М. И. Сергеева, Б. И. Сергеев, Н. И. Сергеев и Г. Бобылев. Сбор за спектакли поступал на оборудование и устройство кинотеатра и в пользу Красной Армии. Хорошо запомнились дни 7 и 8 декабря 1918 года. Тогда мы показали два спектакля. Жителей в нашем городе было более двух тысяч. Зрительный зал кинотеатра «Заря», имевший лишь 225 мест, не вмещал желавших попасть на спектакли. Мы ставили драму Самбурова «Месть судьбы». В ней участвовали: Гринье — в роли страдалицы-матери, борющейся за счастье своих детей, Золотарев — в роли купца-самодура, я играла гимназистку. Спектакль прошел с успехом. Во втором отделении нами был дан концерт. Публике особенно понравились пение и куплеты комического жанра, с которыми выступил А. С. Коржевич. Он вынужден был повторять куплеты и песни по нескольку раз. Только за два вечера в фонд Красной Армии мы собрали 18 тысяч рублен. Артисты и члены культурно-просветительных комиссий собирали в помощь Красной Армии не только деньги, но и одежду, особенно теплые вещи. Вскоре на территории Пудожского уезда начались военные действия. В городе спешно формировались отряды и отправлялись на фронт. С начала 1919 года вся работа подчинялась интересам защиты края от неприятеля. К апрелю 1919 года помещение для кинотеатра уже было оборудовано. В мае мы получили первые кинокартины. Но в связи с техническими неполадками регулярный показ кинокартин начался лишь с июня 1919 года. Кинотеатр «Заря» стал по существу центром просветительной работы среди населения уезда. Зрительный зал театра был всегда переполнен. Хорошо помню, что 12 июня мы смотрели картину «Тайна мертвых». Позднее были показаны кинокартины «Нерон», «Симфония безумия», «Жизнь в Корее», «Темная вера», «Школа плавания», «Скорбная дама», «Восхождение на горы Шотландии», «Живописная Ява», «Преступна ли душа» и др. Перед началом сеанса выступали наши лучшие агитаторы А. И. Беляев, В. М. Елисеев, Ф. П. Луговской. С июля 1919 года положение под Пудожем осложнилось. На борьбу с врагом уходили все новые и новые люди. Ушедшего на фронт В. М. Елисеева заменил М. Г. Котов. Он был одним из лучших петроградских агитаторов, активным участником установления Советской власти в Пудожском уезде. Люди нашего уезда хорошо знали еще одного прекрасного агитатора — петроградца В. Б. Лейберга. Котов и Лейберг часто ездили по волостям с лекциями, выступали перед красноармейцами, помогали на местах организовывать агитационно-просветительную работу в уезде. Особенно ярким и убедительным, из запомнившихся мне, был доклад М. Г. Котова па тему: «О жизни рабочих и крестьян прежде и теперь», который он сделал 20 и 21 декабря 1919 г. для красноармейцев и населения Пудожа. После доклада состоялся спектакль «Люди огня и железа», поставленный школой 2-й ступени с помощью наших артистов. В начале 1920 года уком партии и Пудожский уездвоенкомат послали группу артистов красноармейского клуба во главе с М. Г. Котовым и А. С. Коржевичем в воинские части, расположенные на Пудожском направлении фронта. Мне пришлось ехать с двухлетним сыном. Несмотря на все трудности уже 18 января 1920 года наша труппа в селе Чёлмужи поставила пьесу «Тайна садовой скамейки». Затем Л. С. Коржевич продекламировал под оркестр 9-го стрелкового полка «Письмо раненого красноармейца» и «Возьмут или не возьмут?». 19 и 20 января была та же программа. Дополнительно поставили спектакль «Убогая и нарядная». Маши выступления посетили около 400 красноармейцев и много крестьян. С 23 по 28 января труппа выступала с той же программой в Пудожгоре. Песчаном и Семеновке. Везде нас принимали очень тепло. Перед каждым спектаклем и в перерывах выступал М. Г. Котов с докладами «О текущем моменте», «За что борется Коммунистическая партия», «О задачах Красной Армии», «Что дала Советская власть крестьянам и рабочим», «О коммунистах», «Об отделении церкви от государства», «Памяти Карла Либкнехта и Розы Люксембург», «Памяти 9 января 1905 г.» и др. После этой поездки мы вернулись в Пудож. В феврале 1920 года в городе выступали артисты политико-просветительного управления Петроградского военного округа. Начало марта ознаменовалось коренным изменением обстановки в уезде. К 5 марта было ликвидировано Пудожское направление фронта. Части Красной Армии выбросили белогвардейцев и интервентов за пределы уезда. Источник: (1963) За Советскую Карелию. Воспоминания о гражданской войне - Стр.514-519
69
Добавить комментарий