Шрифт:
Размер шрифта:
Межсимвольный интервал:
Межстрочный интервал:
Цветовая схема:
Изображения:

Из протокола допроса солдата 2-й отдельной дорожно-строительной роты финской армии Пааво Ю. — об обстоятельствах пленения и боевых действиях партизан.

Финны

Дата: 7 сентября 1944 г. Страна: СССР, КарелияПериод: Великая Отечественная война (1941-1944) ... 31 августа 1944 г. солдат Ю. как дезертир под конвоем был доставлен на КП 2-й отдельной дорожно-строительной роты кв. 2812 у дороги Пиелисъярви—Лендеры и передан в распоряжение командования роты, для привлечения к военно-полевому суду за дезертирство. 1 сентября 1944 г. солдат Ю. по приказанию командира роты был назначен с отделением для усиления охраны автомашины-грейдера, производящего ремонт дороги на участке Хаттуваара—Линдеры. Перед высылкой командир роты лейтенант X. предупредил солдата Ю. о том, что он высылается для охраны автомашины в связи с активными действиями партизан на дороге Пиелисярви— Линдеры—Реболы и как дезертир, которому подлежит встать перед военно-полевым судом, он, солдат Ю., сможет в случае нападения партизан искупить свою вину перед судом храбрыми действиями в бою с партизанами. В 10 ч. 1 сентября 1944 г. автомашина, охраняемая двумя отделениями солдат 2-й роты, нарвалась на засаду партизан на дороге Линдеры—Пиелисъярви кв. 2206, где была обстреляна сильным пулеметно-автоматным огнем. Солдат Ю., сопровождая автомашину на велосипеде, после короткого боя с партизанами вначале было пытался обороняться, но видя неминуемую гибель и смерть от плотного огня партизан, предпочел сдаться в плен. Обошедшие с тыла партизаны при первом требовании сдаться в плен так и захватили солдата Ю., лежащего в канаве у обочины дороги с поднятыми руками. Охрану автомашины в составе 20 солдат Ю. считает уничтоженной. ...Ю. показывает, что к началу наступления частей Красной Армии на свирском участке среди солдат 2-й дорожно-строительной роты настроение было подавленное... Потерь в связи с наступлением частей Красной Армии рота не имела, так как находилась в тылу, но в связи с действиями партизан имеет до десятка раненых и несколько убитых. В последнее время партизаны тяжело ранили трех солдат нашей роты. Это все создает страх и уже и так подавленное настроение среди солдат еще более подавляется. Из роты были откомандированы все солдаты молодого возраста. Все солдаты ожидают мира. Распространились слухи о переговорах в Москве: «Мы имели большие надежды о скорейшем окончании военных действий с частями Красной Армии», — заключил Ю. свои показания. ...В период следования солдата Ю. по железной дороге из Хямеенлинна до ст. Лиекса и по шоссейной дороге до КП 2-й отдельной дорожно-строительной роты (кв. 2812) слышал по разговорам о действиях партизан. Конкретных фактов указать не может, объясняя это тем, что о результатах действий партизан не распространяются, офицерство скрывает от солдат, храня их в строгой тайне и пресекая всех, кто их распространяет, как распространителей вредных для армии и страны слухов. При выезде от ст. Лиекса в Хаттуваара всех солдат, следовавших в автоколоннах, предупреждали о повышении бдительности в связи с появлением и активными действиями партизан по шоссе Лиекса—Линдеры. Приняты меры борьбы с партизанами. Солдат Ю., проезжая 31 августа 1944 г. из Лиекса до КП 2-й отдельной дорожно-строительной роты вдоль шоссе Пиелисярви—Линдеры от Лиекса на восток видел на протяжении 20 км парных патрулей, размещенных на удалении зрительной связи друг от друга на всех поворотах, подъемах и спусках шоссе. От едущих с Ю. солдат он узнал, что эти патрули расставлены в связи с активизацией действий партизан на шоссе. Автоколонны на трассу пропускаются лишь в составе колонн не менее 8-10 автомашин в каждой и при сопровождении сильной охраны солдат. Усилено патрулирование дороги нарядами велосипедистов. Запрещено выходить за пределы подразделений в одиночном порядке, без охраны и оружия. КП 2-й отдельной дорожно-строительной роты обнесен минами и сигнальными ракетами, несмотря на то, что до передовой позиции десятки километров. Командир 2-й роты лейтенант X., несмотря на то, что имеет в своем распоряжении легковую автомашину, из-за боязни засад партизан при служебных выездах ею не пользуется. От одного солдата Ю. узнал, что 28 августа 1944 г. севернее ст. Лиекса был остановлен поезд, так как было обнаружено повреждение железнодорожного пути, идут слухи, что это работа партизан. При следовании по железной дороге из Йоэнсуу до ст. Янисъярви в начале июля 1944 г. солдат Ю. видел груду поврежденных под откосом железнодорожных вагонов. Точного места Ю. указать не может, так как не знает названий промежуточных железнодорожных станций. По разговорам Ю. узнал, что это следствия от крушения, организованного партизанами. Допросил военнопленного Ю. заместитель начальника 2-го отдела Штаба партизанского движения на Карельском фронте майор Кукконен Источник: НА РК. Ф. П-213. On. 1. Д. 633. Л. 108-109 об. Заверенная копия. (2020) Партизаны Карельского Фронта. Сборник документов и материалов - Стр.287-289
 
75

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасибо!Мы прочитаем Ваше сообщение в ближайшее время.

Ошибка отправки письма

Ошибка!В процессе отправки письма произошел сбой, обновите страницу и попробуйте еще раз.

Обратная связь

*Политика обработки персональных данных