Из дневника А. Н. Брызгалова о его поездке в Хельсинки в составе рабочей группы по возвращению оборудования в Карело-Финскую ССР.
Участники
Дата: 1 июля 1945 г. Страна: СССРПериод: Великая Отечественная война (1941-1944) Май-июнь 1945 г. При переезде границы все с большим интересом смотрят на финских солдат и офицеров, которые еще совсем недавно воевали против нас. По дороге бросается в глаза почти полное отсутствие разрушений, исключительная чистота, обилие электросвета во всех городах и поселках, от чего мы отвыкли за долгие годы светомаскировки. Железнодорожники в черных барашковых шапках, при галстуках, одеты по форме, что у нас имеется только в метро и отдельных передовых дорогах. Поезд идет с большими опозданиями — говорят, что не привыкли работать на сырых дровах, а работали на угле. По дороге в нашем русском вагоне, прицепленном к финскому поезду на границе, загорелась букса, на очередной станции вагон отцепили. Никто не предупреждает о пересадке. По своей инициативе стали переходить в другие вагоны. Увидев это, обер-кондуктор освободил одно купе II кл. и предоставил его русским. Выселенные уплотненные пассажиры с великим озлоблением смотрели на нас, когда мы проходили через вагоны с чемоданами. Бросается в глаза зажиточный вид пассажиров. Вагоны с плюшевой отделкой, газовым освещением, отопление отработанным паром от паровоза. Спальных мест нет из-за малой протяженности дорог. Паровозы ходят с колоколом, на вокзале не свистят. По вагонам ходят продавцы книг, журналов, выложенных в спецсумке довольно искусно. Часто ходят продавщицы бутербродов (по карточкам). Лимонад и кофе неограниченно на всех станциях. Вокзал в Хельсинки очень хороший, с обилием света, несмотря на множество народа очень чисто. В ларьках много газет и литературы в весьма красочных обложках. Культурный ресторан с множеством народа. Ателье чистки обуви, где клиент сидит на стуле на большом возвышении, и чистильщицы с маникюром на ногтях чистят сапоги не сгибаясь, как это принято у нас, сидят... на коленях. Клиент читает газету или курит. По выходе на улицы города обращает внимание множество света. Много трамваев и нет давки. Трамваи не громыхают разбитой телегой. Сиденья в одну сторону по ходу вперед. В вагоне разрешается только сидеть, в проходе не стоят. Кто не получил места, стоят только на площадках. Трамваи имеют воздушный свисток аварийного сигнала. Колея трамвая около 1000 мм. Вагоны I и II класса, последние старого типа и менее удобны. На остановках барьеры с № трамвая, у которых останавливается вагон, и давки при посадке нет совсем. Вожатые и кондукторы одеты очень чисто и весьма культурны в обращении. Очень много легковых машин и такси. Абсолютно все на газогенераторах, чего у нас нет совсем. Конструкции газогенераторов поражают множественностью типов и разнохарактерностью исполнения, но сделаны чисто, покрыты эмалью, алюминиевой краской или краской под цвет машины. Автобусы, омнибусы все тоже на газу. Обращает внимание то, что нигде не стоят на ремонте, что говорит о профилактике. Полицейские набраны из отборных демобилизованных армейцев, очень многие имеют знаки отличия с войны. Одеты очень чисто, относятся к населению очень вежливо. Но чувствуется профашистское настроение. У полицейского, стоящего на углу перед гостиницей Торни я спросил, где Торни. Он, услышав вопрос на русского языке, не ответил и не показал, где гостиница. Во взглядах нескрываемая злоба. Держатся с военной выправкой и весьма высокомерно. К свисткам не прибегают. Автомобилям не разрешено гудеть, чтобы не пугать и не нервировать пешеходов, но они и шоферы весьма осмотрительны. Город по распланировке и по строению очень красивый, культурный и чистый. На его созидание затрачено колоссальное количество труда и средств, если учесть, что он расположен на скалах. Из камня облицованы набережные,... улиц и т. д. Много скверов, насаждений. Все улицы асфальтированы или выложены брусчаткой. Электросети и все хозяйство коммунальных сооружений под землей. Финляндия вышла из войны, но десятилетия воспитания в духе ненависти к русским, фашизация всех слоев сказывается во всеги. Дух войны ощущается везде. Поражает множество газоубежищ в каждом доме и дворе. Громадные районные коллективные бомбоубежища сделаны глубоко в скалах и в бетоне с въездами на автомашине. Держатся в полной готовности, отапливаются и освещаются. Даже продолжают строить новые. У центральной улицы кончили строить только в конце апреля в самом центре города. До конца апреля не снимали защитных стекол на витринах магазинов и окнах. Стенки сделаны солидно, с бревен, с засыпкой камнем, с бетонными плитами, с заделкой кирпичом окон... Специальная фирма выпускает светомаскировочные занавеси всех размеров. Служба оповещения развита хорошо, везде стоят сирены. Предприниматели для коммерческих целей используют все.В магазинах продают специальные сумки с молнией для укладки грудных ребят, позволяющие быстро бегать в убежище... Из всех сателлитов Германии Финляндия вышла из войны легче всех. Разрушения в ней мизерные. Германия ее оснащала оборудованием для фабрик и заводов в кредит, и сейчас это все осталось в полном рабочем состоянии. В период подготовки к войне построено много новых заводов по последнему слову техники. Поражают подземные цеха с тысячами квадратных метров площадей, просторной вентиляцией, освещением лампами искусственного солнца. На создание этих замаскированных цехов затрачен колоссальный труд, множество цемента. Все естественные условия использованы весьма удачно (горы, скалы, вынутым грунтом засыпаны болота). Насыщенность электрификацией позволяет электрифицировать много процессов, которые у нас не электрифицированы (плавка, закалка, нагрев). Очень широкое распространение имеют газогенераторы, что позволяет вести культурный режим работы в цехах, и подземные цеха несмотря на специфичность условий выглядят чисто... Источник: НА РК. Ф. P-3338. Оп. 1.Д. 8104. Л. 107-112. Автограф. (2010) Карелия в Великой Отечественной войне. Освобождение от оккупации и возрождение мирной жизни. 1944-1945 - Стр.311-313
53
Добавить комментарий