Игошкина Анна Дмитриевна — О работе среди женщин Карелии.
Гражданские
Страна: РСФСР, КарелияПериод: Гражданская война и интервенция (1918-1922) Игошкина Анна Дмитриевна родилась в 1890 г. в д. Тертеж, Красноярского края, в семье крестьянина-бедняка. Член КПСС с 1919 г. В годы гражданской войны проводила активную работу в Карелии среди женщин. С середины 1918 г.— заведующая женской секцией, а затем женотделом Петрозаводского уездного комитета РКП(б). С марта 1919 г. по март 1921 г. является заведующей женотделом Олонецкого губкома РКП(б). В это же время была членом Петрозаводского укома, а затем Олонецкого губкома РКП(б). В последующие годы находится на партийной и административной работе в Казани, а затем в Москве. Награждена 4 медалями Советского Союза. В настоящее время — персональная пенсионерка. С глубоким волнением вспоминаю я жизнь и работу в Карелии в годы гражданской воины и иностранной интервенции, в годы разрухи и голода. С каким самозабвением, с каким огромным энтузиазмом работали тогда активисты — коммунисты, комсомольцы, беспартийные! Борьба за упрочение Советской власти, за счастье людей заслоняла собой личную жизнь. Здесь не было малых, незначительных дел — все являлось важным и значительным. Не было и определенных часов, отводимых в течение суток на работу — ей отдавалось все время без остатка. Свою работу среди женщин я начала в 1918 году в качестве заведующей женской секцией (женотделом) Петрозаводского уездного комитета партии, а затем заведующей женотделом Олонецкого губкома РКП (б). Председателем губисполкома был П. Ф. Анохин, непоколебимый борец за коммунизм. Он оказывал нам большую помощь в установлении связей с различными организациями, давал советы, как лучше использовать на работе актив женотдела и т.д. В своей работе женотделу приходилось встречаться с большими трудностями. К ним относились: политическая и культурная отсталость женщин, неграмотность и религиозность многих из них, рабское положение в семье. Все это в условиях войны, разрухи и голода использовали вражеские элементы. Они всячески настраивали женщин против политики партии и Советского правительства, стремились свалить вину за все невзгоды на Советскую власть и коммунистов. Помню, как группа женщин, под влиянием вражеской агитации напала на т. Рачкова, выступавшего на одном из собраний с информацией о продовольственном положении. Ему предъявили обвинение, что все продукты забирают себе коммунисты. И если бы не подоспела помощь, докладчик был бы избит. Аналогичный случай произошел на Онежском заводе. Там жены рабочих закрыли ворота и никого не выпускали с завода, требуя хлеба. Как в том, так и в этом случае мне досталась роль «успокаивающей». Прямо на месте договорились с женщинами об организации лавочных комиссий по проверке правильности выдачи продуктов. Соответствующие организации нас поддержали. Комиссии были созданы, и теперь женщины сами контролировали распределение продовольствия. В одной из деревень (близ б. Александро-Свирского монастыря) мне пришлось столкнуться со случаем, ярко характеризующим рабское положение женщины в семье. В доме одного крестьянина по случаю престольного праздника собрались гости. Жена хозяина обслуживала гостей, не имея «права» сесть за стол. На мой вопрос, почему она не садится за стол, женщина ответила: «Нам не положено сидеть». Кем, когда и почему так установлено, она не знала. Другой, не менее яркий пример уже религиозного рабства имел место в Петрозаводске. Один из секретарей губкома партии (не буду называть его фамилии) дает мне как заведующей женотделом задание немедленно пойти к нему на квартиру, чтобы предотвратить крещение ребенка. Прихожу. (Сделала вид, что зашла случайно.) Около ребенка в слезах суетятся мать и две бабушки. Из разговоров выясняется, что отец не велит крестить новорожденного, а бабушки настаивают, объясняя свои требования тем, что «ребенок слабенький, может умереть и как некрещеный будет гореть в аду, а умрет крещеным — будет ангелочком». Как быть? Мать ребенка, жена секретаря губкома, колеблется. Пытаюсь воздействовать на нее, рассказываю о случаях простудного заболевания во время крещения. Молодая женщина сдастся, но бабушки не хотят и слушать. Беседовали мы долго и наконец пришли к общему решению — не крестить. Так я и доложила секретарю губкома. Однако впоследствии, по слухам, бабушки все же тайно окрестили ребенка. В то время многие коммунисты просили женотдел помочь им в убеждении членов своих семей не крестить детей или доказать невесте, что венчание в церкви — обряд, не соответствующий новому времени. И нам нередко удавалось добиться положительного результата. В очень тяжелом положении были те коммунистки, у которых муж оказывался антисоветски настроенным человеком и заставлял жену уйти из партии. Так было с коммунисткой А. А. Денисовой (теперь Романовская), которую приходилось провожать домой с партсобраний, так как муж набрасывался на нее с топором. А однажды вбегает ко мне взволнованная Денисова и испуганно говорит, что муж сказал: «Мы их ухлопаем» (т. с. большевиков) и назвал точную дату, когда бывшие царские офицеры будут ждать на вокзале подкрепления с оружием, чтобы начать восстание. Мы пошли с Денисовой к секретарю губкома И. А. Данилову, и она ему об этом же сказала. Оказалось, что действительно готовилось восстание. В результате принятых мер оно было предотвращено. Ясно, что развод этой женщины с мужем напрашивался сам собой. Помогая женщинам разбираться в различных житейских вопросах, губженотдел постепенно завоевывал авторитет. Для того, чтобы развернуть нашу работу, необходимо было создать женский актив. В этих целях женотдел провел ряд бесед с женщинами — работницами, служащими, домашними хозяйками, домработницами. Получив представление о составе женщин, о возможности работы с ними, женотдел стал созывать делегатские собрания, выделять на них делегаток и давать им задания, в выполнении которых они затем отчитывались. Улучшению работы среди женщин помогла мне поездка на съезд работниц и крестьянок Северной области, куда меня направили в качестве представителя женсекции. Съезд проходил в 1918 году в Петрограде, в Зимнем дворце. Съездом руководили Е. Д. Стасова, А. М. Коллонтай, Инесса Арманд, К. Н. Самойлова и Н. И. Николаева. Торжественность обстановки, роскошь дворца произвели большое впечатление на простых женщин, которые не имели тогда самого необходимого. Особенно понравились крестьянкам большие люстры со множеством лампочек. «Как их много,— говорили они,— хоть бы нам с собой дали по одной лампочке, ведь у нас ни керосина, ни свечей нет». Это было время, когда молодая Советская республика находилась в чрезвычайно тяжелом положении. Важнейшие экономические районы страны были отрезаны от центра интервентами и белогвардейцами. Нехватка топлива создавала трудности в работе транспорта, не было подвоза продуктов, народ голодал. На съезде женщин призывали к активной деятельности по упрочнению Советской власти, к борьбе с вражескими элементами. В Петрозаводске Олонецкий губком партии, заслушав мой доклад о работе съезда работниц и крестьянок Северной области, поручил мне довести решения съезда до всех женщин Карелии. На общегородском собрании женщин (в театре «Триумф») я сделала доклад о решениях съезда и наших задачах. С аналогичными докладами выступила на Онежском заводе и на предприятиях, где работало много женщин. На собраниях из выступлений и заявлений нам удалось выявить неотложные нужды женщин: кого надо было устроить на работу, кому негде оставлять детей, каким многодетным семьям необходимо оказать помощь. Все эти нужды затем, в меру возможностей, удовлетворялись. На собраниях также были выявлены изъявившие желание шить белье для Красной Армии и детских учреждений, заниматься с неграмотными и малограмотными. Здесь же проводилась запись желающих поступить в кружки ликбеза. Упорная работа женотдела дала свои результаты. Женщины включались в активную общественно-полезную деятельность. Была организована мастерская по пошиву белья для армии и для детских учреждений. Многие активистки — П. Калинина, О. Егорова, Николаева, Федорова, А. Семенова, я и другие — привезли в мастерскую свои швейные машины. Шили вечерами и по воскресеньям. Актив женотдела собирал для армии различные вещи, деньги и продукты, особенно при проведении «недели фронта». Активистки Николаева, Егорова и другие выезжали во многие деревни, где проводили беседы, устраивали концерты. В итоге из деревень привозили картофель, овощи, а также валенки, полушубки и пр. Все это направлялось либо в детские учреждения, либо в армию. Большую помощь оказывали женщины-активистки в работе госпиталя. Они помогали убирать помещения, ухаживали за ранеными, участвовали в субботниках и воскресниках по заготовке топлива для госпиталей, больниц и детских домов. Иногда на субботник приходило столько активисток, что их не могли обеспечить инструментами. Женотдел вместе с активом организовывал проводы красноармейцев на фронт, которые проходили в теплой, сердечной обстановке. По вопросам, связанным с оказанием помощи фронту, мы всегда получали поддержку и советы от Л. Б. Дубровского, И. В. Матвеева, М. Ф. Тарасова, X. Г. Дорошина и других товарищей. Немалую роль сыграли активистки-агитаторы в организация комбедов. По согласованию с Ф. И. Егоровым и Н. И. Зузаном мы выезжали в ряд населенных пунктов Олонецкого уезда и вели там работу с населением. Много выездов в деревни было проведено женщинами-активистками при перевыборах волостных Советов, при слиянии комбедов с Советами. В центре внимания женотдела была забота о детях. Мы помогали организовывать детсады и детские дома, выявляли Детей, нуждавшихся в устройстве в детские учреждения. Однако не всегда к этим учреждениям со стороны матерей было должное доверие. Многие из них при большой занятости и при очень плохих бытовых условиях оставляли ребёнка с кем попало, но не отдавали в детсад или детдом. Нужна была еще большая разъяснительная работа для повышения авторитета детских учреждений в глазах родителей. Активно помогали нам в организации детских учреждений заведующая дошкольным подотделом О. А. Егорова, курьер милиции М. Ф. Сукманова (позднее она была выдвинута заведующей хозяйством детдома), работница Александровского (ныне Онежского) завода Вавилина. Организацию детских площадок на Александровском заводе и других крупных предприятиях обычно брали на себя также активистки женотдела, работавшие на этих предприятиях. Делалось это по согласованию с профсоюзными организациями и при всемерной помощи коммунистов и администрации. Для детей бедноты и детей рабочих Александровского завода женотделом устраивалась новогодняя елка в театре «Триумф»*. Заготовлялись подарки. Обычно в устройстве елок принимало участие много комсомолок и женщин-активисток. Много трудностей возникало у женотдела в связи с устройством беспризорников, которых особенно много было в Петрозаводске. Этим делом занимался также и начальник милиции города Г. В. Зуев. Благодаря его стараниям был организован специальный детский дом, в укомплектовании которого деятельное участие принял актив женотдела. Мы приложили много сил и энергии, чтобы уговорить беспризорников пойти в Детдом, но это оказалось нелегким делом. Только при наступлении холодов многие из них, наконец, согласились жить в детдоме. Чтобы успешно проводить воспитательную работу среди женщин, мы, сотрудницы женотдела, должны были все время пополнять свои знания. Многие активистки — Федорова, О. Егорова, Е. Торга, О. Михайлова, я и другие — посещали партийную школу. Губкомом были организованы циклы лекций в уездных и некоторых волостных центрах. Женотдел принимал все меры, чтобы эти лекции слушались и женщинами. Проводились митинги-концерты, на которых ставились доклады «О текущем моменте», затем, как правило, давался концерт — выступали артисты театра, коллективы самодеятельности воинских частей и наши товарищи — коммунистка Е. Лядинская, комсомолка Аня Ринк и др. При женотделе губкома был организован кружок для женщин-активисток по изучению произведений В. И. Ленина. Члены этого кружка делали сообщения по отдельным изучаемым темам, затем обменивались мнениями. Такая система изучения приносила большую пользу. Я читала лекции в совпартшколе. Помню, что особенно много готовилась к занятиям на тему «Утопический и научный социализм». Кроме этого мне приходилось составлять тезисы для бесед с красноармейцами на такие, например, темы: «Буржуазия и пролетариат», «Для чего нужна война?» и т. д. Губком поручил мне вести работу среди женщин-общественниц по вовлечению их в число сочувствующих Коммунистической партии, что я и выполняла. К весне 1910 года число сочувствующих, заполнивших соответствующие карточки, со-стравляло свыше 200 человек. Некоторые из них вступили в партию. Работа актива женотдела широко освещалась в местной печати. В газете выступали Е. Смолякова, О. Егорова, О. Михайлова, Федорова, Е. Торга, 3. Тушовская, А. Семенова, Е. Лядинская, А. Денисова, А. Лавникайтес, А. Долинская, я и другие. В марте 1920 года я участвовала в работе IX съезда партии. Помню, как при открытии съезда отмечали 50-летие Владимира Ильича Ленина. Смущенный бурными аплодисментами, Ильич уходил за кулисы, а когда появлялся, аплодисменты возобновлялись с новой силой. Так повторялось несколько раз.
117
Добавить комментарий