Шрифт:
Размер шрифта:
Межсимвольный интервал:
Межстрочный интервал:
Цветовая схема:
Изображения:
Григорьев Иван Иванович — Тревожные дни.

Григорьев Иван Иванович — Тревожные дни.

Гражданские

Страна: РСФСР, Карелия Григорьев Иван Иванович родился и 1897 г. в Петербурге, и семье рабочего. С 1916 по 1918 г. служил в старой армии. Член КПСС с августа 1919 г. В 1913—1919 гг. работал в исполкоме Мурманской железной дороги и начальником охраны 3-го района дороги. В последующие годы — на политической работе в Красной Армии, а затем на партийной работе в Карелии. В настоящее время — пенсионер. Летом 1918 года по поручению исполкома Мурманской железной дороги на север выехала группа работников во главе с комиссаром И. А. Житковым. В составе этой группы находился и я (в то время я работал на бирже труда дороги в Петрозаводске). Группа имела своего рода инспекторские функции. На каждой крупной станции мы делали остановки, и специалисты, имевшиеся в составе группы, знакомились с состоянием станционного хозяйства, оказывали помощь в налаживании его. Обычно эта работа заканчивалась митингом рабочих и служащих станции, на котором члены группы разъясняли внутреннее и международное положение молодой Советской республики и вытекавшие из него местные задачи. Приближаясь к конечному пункту нашей командировки, к Мурманску, мы воочию убедились, что интервенты действительно и серьезно готовятся к захвату дороги. На одной из станций, название ее сейчас не помню, стояло несколько вагонов, видимо, с оружием. На одной из платформ состава находилась английская пушка. В самом Мурманске в день нашего приезда в порту с английского транспорта выгружались лошади и военное снаряжение. Никто, конечно, не верил заверениям англо-франко-американского командования о том, что они, мол, явились на дорогу не в целях захвата ее, а для оказания «помощи» нам. Закончив дела в Мурманске, мы должны были возвращаться домой. Учитывая, что обратный путь может быть небезопасен, нам придали для охраны небольшой отряд матросов с крейсера «Аскольд», находившегося в то время в Мурманском порту. Вспоминается одно заседание исполкома дороги, на котором стоял вопрос об организации отпора интервентам. Учитывая недостаточные для этого местные силы, исполком поручил председателю Л. Никольскому переговорить по прямому проводу с центром и просить об оказании военной помощи. В результате этих переговоров в апреле и мае 1918 года по решению Всероссийской Чрезвычайной комиссии по охране железных дорог на Мурманскую дорогу было послано два отряда. Один из них в количестве 350 человек под командованием питерского рабочего-большевика И. Д. Спиридонова был размещён в районе Кеми и обслуживал участок от Кеми до Петрозаводска. Другой отряд под командованием большевика Л. Комлева численностью 450 человек расположился севернее и обслуживал участок от Кеми до Мурманска включительно. Такова была обстановка на Мурманской дороге летом 1918 года. В июле, как известно, англо-франко-американские интервенты перешли к открытым военным действиям, и им удалось захватить значительную часть территории на севере Советской республики. Летом 1919 года серьезная опасность нависла над Петрозаводском. Отряды белофиннов подошли к Сулажгоре и, таким образом, создалась непосредственная угроза самому городу. Еще до подхода белофиннов были приняты меры к организации обороны города и станции Петрозаводск. Оборона станции возлагалась на железнодорожную партийную организацию и на рабочих-железнодорожников. Посты охраны в паровозном депо, на водокачке, на самой станции и переездах были усилены и приведены в боевую готовность. Мне довелось принимать участие в охране объектов станции. В эти грозные дни приходилось быть круглые сутки на ногах, все время проверять бдительность постов. Как сейчас помню одну из красивых, светлых, теплых летних ночей. Занималась заря. Объехав верхом на лошади посты, я вернулся в штаб охраны, находившийся в доме, ныне занимаемом школой-интернатом № 5 (на проспекте Ленина). Поставив лошадь во двор, я сел на крыльцо дома, решив отдохнуть. Огненный солнечный шар медленно поднимался из-за озера, приятно лаская своими первыми лучами. Но недолго мне пришлось наслаждаться прелестями этого очаровательного раннего утра. Тишину вдруг нарушили выстрелы, один, второй. Я сразу понял, что белофинны начали наступление, пытаясь прорваться в город. Раздумывать было некогда и, сев на лошадь, я поскакал к Сулажгоре, чтобы выяснить обстановку. По дороге меня обогнала единственная в то время в городе автомашина, в которой находились П. Ф. Анохин и еще не знакомый мне товарищ. У Сулажгоры я услышал усиленную перестрелку, а у самой деревни, на южной окраине, увидел резервную часть красноармейцев, готовую в нужную минуту ударить по врагу. Настроение у красноармейцев было боевое. Поговорив с ними и с командованием части, я вернулся к своим постам, ознакомил их с обстановкой и заверил в том, что белофиннов в город не пустят, но предупредил, что бдительность и готовность дать отпор врагу у караульных постов должны быть усилены. В этот день белофинны действительно были отброшены от города. Как известно, положение на дороге, как и во всей стране, в те годы было весьма тяжелое. Особенно чувствовался острый недостаток продовольствия и топлива. Дрова являлись единственным видом топлива на дороге, и мне помнятся частые субботники и воскресники с выездом на ближайшие станции для погрузки эшелонов дров. Особенно часто мы выезжали на станцию Орзега. В этих выездах принимали участие не только железнодорожники, но также рабочие Онежского завода и других предприятий Петрозаводска и служащие учреждений. При Петрозаводском укоме партии была создана комиссия по организации и проведению субботников. Председателем комиссии являлся Д. 3. Акулов. Представителем от железнодорожников был Зимин. С августа по ноябрь 1919 года городская партийная организация провела 14 субботников, на каждом из них присутствовало до 200 человек, в основном членов партии. Во время субботников на одной только Орзеге было погружено более 200 вагонов дров. Средства от субботников перечислялись в фонд Интернационала молодежи, на помощь Западному фронту и т. п. Надо прямо сказать, что несмотря на тяжелое положение в стране, рабочий класс под руководством большевистской партии героически боролся за восстановление и налаживание народного хозяйства, транспорта, за укрепление молодой Советской власти. В октябре 1919 года с группой городских большевиков я выехал на Южный фронт. Источник: (1963) За Советскую Карелию. Воспоминания о гражданской войне - Стр.430-433
 
78

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасибо!Мы прочитаем Ваше сообщение в ближайшее время.

Ошибка отправки письма

Ошибка!В процессе отправки письма произошел сбой, обновите страницу и попробуйте еще раз.

Обратная связь

*Политика обработки персональных данных