Грибанова Мария Николаевна — Когда война началась, мне было 22 года. Жила я на ст. Деревянка, работала в детяслях воспитателем.
Гражданские
Дата: 21 апреля 1990 г. Страна: СССР, Карелия Грибанова Мария Николаевна родилась в 1919 г. в п. Ладва Прионежского района Карелии, русская. До начала Великой Отечественной войны окончила 5 классов общеобразовательной школы, курсы сестер-воспитательниц детсадов и курсы счетоводов, работала воспитателем в детяслях ст. Деревянка. В 1941-1945 гг. находилась в эвакуации в Новосибирской области. После реэвакуации работала на разных работах на ст. Деревянка Прионежского района, в п. Кестеньга Лоухского района, на ст. Амбарный (Чупинский ЛПХ). Когда война началась, мне было 22 года. Жила я на ст. Деревянка, работала в детяслях воспитателем. Была в отпуске у своих в Петрозаводске, его уже начали бомбить, поезда пассажирские не ходили. Я с ребенком, которому не было и двух лет, пошла 30 км пешком до Деревянки, провожали меня мать и 11-летняя племянница. Эвакуировали нас в сентябре из Деревянки по новой ветке от Беломорска на Архангельск* со скоростью 3 км в час, станции маленькие, купить нечего. Привезли нас через месяц в Новосибирскую область на ст. Болотная, отвезли в клуб, потом приезжали из колхозов за нами. Нас 10 семей попало в такой бедный колхоз, что они получали на трудодень по 100 г зерна. Деревня маленькая, грязная, с керосиновыми лампами. Нас к дому подвозили, мол, принимайте гостей. Женщине, которая распределяла кого куда, отвечали: «Вези к себе, нам не надо». Но кое-как разместили всех. Я попала удачно: только подъехала лошадь к дому, мальчик-извозчик кричит: «Тетя Поля, принимай гостей». Эта тетя Поля выбежала на улицу, сама помогла носить узлы. Встретила очень хорошо, и жила я у нее 5 месяцев. Ребенок больной, в дороге питание-то было плохое. От такого питания девочка заболела дизентерией. Но спасибо хозяйке, она такая оказалась добрая. Утром печь топит, нагреет ведерный чугун воды. Мне говорит: «Стирай пеленки, выноси на мороз, потом по две будешь приносить сушить у печки». Ну и я ей тоже на добро отвечала добром. Она ходила в положении, а я пока не работала, так ей и воды наношу, и полы помою. В общем, я жила, как у родных. Не зря говорят, что не было бы добрых, много было бы мертвых. Потом председателю надо, чтобы я работала, дал лошадь, поехала я с дочкой в больницу. Месяц лечили и не вылечили, умерла. Пошла я на работу. Молотили зерно, в амбар с подругой возили, тяжелые мешки надо было на сани погрузить, с саней в амбар отнести. Потом сортировали пшеницу, своим-то не доверяли, что разнесут половину домой, а нам-то, на квартире живешь, не понесешь. А давали с колхоза 100 г муки через магазин на человека. Поработали мы с подругой, видим, дело неважное, продай тряпку, купи картошки, молока и эти 100 г муки из магазина выкупи, а что заработаешь, как они, 100 г на трудодень. Мы с подругой ушли в артель «Пряничник». Работали и картошку перебирали, а посевная настала - боронили. Мужчин-то не было, пацаны 15-16 лет. Я боронила сперва простой бороной, потом дисковой. Нам давали 1 литр молока, варили обеды. Боронование кончила, меня поставили поваром. Два месяца работала, а потом мобилизовали нас, девчат, в паровозное депо кочегарами. Брали девчат из колхозов. Паспорта отобрали, чтоб не сбежали, и стали мы как военнообязанные, на руках только удостоверение поездного кочегара. Карточку дали 800 г хлеба. В поездку едешь, еще давали талоны на 400 г хлеба, 100 г сахара или что взамен другое и 100 г махорки. Многие девчата научились курить, а я нет. Махорку отдавала хозяйке, у которой жила на квартире, а она кому-то отдавала. На базаре все было очень дорого: 1 кг хлеба - 120 руб., ведро 8 кг картошки - 400 руб., пол-литра растительного масла - 120 руб., мыло хозяйственное - 120 руб. А нам мыла не давали, работа грязная - приходилось покупать. Работа тяжелая - бидоны по 16 кг с мазутом приходилось таскать, сразу по 2 бидона. Когда пришли на паровоз, нас начали сразу на практике учить на помощника машиниста, потом посылали учиться на 3 месяца. Помощников не хватало, брали на фронт. После учебы мы, несколько девчат, работали помощниками машиниста, а кочегарами брали вновь девчат из колхозов. Работа тяжелая, грязная, а мне нравилось на паровозе работать. Паровоз ФД (Феликс Дзержинский) - сильный, уголь подавался стокером, только по углам лопатой кидали. Зато морозы были на 54°, настоящие сибирские! Ездили мы от ст. Болотная до оборотного депо 120 км. Попадет поезд с бензином, значит, вам «зеленая улица», а если не очень срочный груз и трое суток бываешь в поездке. Наша железная дорога была Томская, а на Омской дороге (ст. Омск) скопилось много грузов. Свои паровозы не успевали их развозить, и от нашего депо целую колонну паровозов отправили на помощь на ст. Омск. Две бригады, одна на паровозе, другая в теплушке за паровозом отдыхает. Нам была дана проводница, которая топила теплушку, водой нас снабжала. И вот 6 месяцев мы работали в таких условиях, питались пайками, что давали. Уж на базар не сходишь. Раз в месяц приезжали в свое депо на промывку паровоза и опять туда. Шесть месяцев день и ночь на колесах. Раз в месяц сходишь в своем депо помоешься и опять поехали на месяц. В Петрозаводск я вернулась перед самой победой и то с переводом в Петрозаводское паровозное депо помощником машиниста, но тут паровозы много слабее ФД. Уголь забрасывался в топку вручную, стокеров на них не было. И я не пошла в депо, поехала в Деревянку на свою прежнюю работу в детясли воспитателем. Вот как и прожила военные годы. * Железнодорожная ветка Сорокская-Обозерская. Источник: АКНЦ РАН. Рукописный подлинник. (2015) Эвакуированная Карелия: Жители республики об эвакуации в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 - Стр.420-422
40
Добавить комментарий