Шрифт:
Размер шрифта:
Межсимвольный интервал:
Межстрочный интервал:
Цветовая схема:
Изображения:
Егорова Ольга Андреевна — Дошкольные учреждения Карелии в первые годы Советской власти.

Егорова Ольга Андреевна — Дошкольные учреждения Карелии в первые годы Советской власти.

Гражданские

Страна: РСФСР, Карелия Егорова Ольга Андреевна родилась в 1898 г. в Петрозаводске, в семье рабочего Александровского завода. С 1914 г., после окончания женских педагогических курсов в Петрозаводске, работала учительницей земской школы в Карелии. Член КПСС с 1920 г. В 1919—1922 гг. являлась заведующей дошкольным подотделом Олонецкого губоно и заведующей губернским женотделом Олонецкого губкома РКП (б). В дальнейшем находилась на политико- просветительной, а затем на педагогической и партийной работе. О. А. Егорова — доцент, кандидат педагогических наук. Награждена тремя медалями Советского Союза. В настоящее время — пенсионерка. После победы Великой Октябрьской социалистической революции Советское правительство, наряду с проведением других важнейших мероприятии, приступило к организации в стране дошкольных учреждений, приняв на себя все расходы, связанные с этой работой. В Олонецком губернском отделе народного образования в январе 1918 года был создай специальный подотдел дошкольного воспитания. Заведующей этим подотделом назначили О. В. Никольскую, инструктором — С. Я. Маршака, ныне известного детского писателя, обязанности секретаря были возложены на меня. Основная задача подотдела состояла в том, чтобы подобрать и подготовить кадры, создать материальную базу и приступить к развертыванию дошкольных учреждений. Приступая к выполнению этих задач, мы сразу же установили деловую связь с руководителем детской подмосковной колонии «Бодрая жизнь» С. Т. Шацким. Он оказал нам действенную помощь, прислав в Петрозаводск трех опытных руководителей- воспитателей. Двое из них — А. И. Худякова и О. В. Молодых — были использованы для организации и работы в детской колонии и одна — на летней детской площадке. При участии женделегаток Онежского завода мы отобрали 45 детей рабочих в возрасте от 8 до 12 лет, наиболее нуждавшихся в оздоровлении, и направили их на три месяца в летнюю колонию, которая была создана 1 июня 1918 года в новом школьном здании в селе Деревянном. Помещение, правда, оказалось тесным, но это было в то время лучшее, что нам могли предоставить. В детской колонии мы ввели трудовое воспитание. Оно выражалось в самообслуживании по уборке помещения, участии в приготовлении завтраков, обедов и ужинов, а также в работе на пришкольном огороде. Для детей было организовало четырехразовое питание. Ребята купались, загорали, гуляли в лесу, занимались гимнастикой, чтением книг, рисованием, лепкой. Проводились коллективные игры, занятия хора. За время пребывания в колонии дети физически окрепли, приобрели некоторый опыт жизни в коллективе. Летом 1918 года в бывшем губернаторском саду (теперь Парк пионеров) была организована детская площадка для детей рабочих Онежского завода, которой было охвачено 270 детей в возрасте от 6 до 12 лет. Здесь проводились подвижные игры, занятия по гимнастике; дети читали книги, делали рисунки по прочитанному, занимались лепкой, пели в хоре. Воспитатели устраивали для ребят экскурсии в окрестности города для ознакомления с природой и местами революционных событий. Дети собирали растения для составления гербариев. Ребята постарше высаживали цветы в клумбы, ухаживали за ними. На площадке имелось достаточное количество мячей, серсо, скакалок, настольных игр и т. д. Занятия на площадке закончились итоговой выставкой работ детей. На нее были приглашены не только родители, но и представители общественных организаций города. С 1 сентября школьники начали учебу в школах, а дошкольники были определены в детский сад. В связи с наступлением интервентов на Севере губернские учреждения из Петрозаводска были эвакуированы. Но и находясь в эвакуации, они продолжали работу. Активную деятельность вел и наш подотдел дошкольного воспитания. Так, в Вытегре подотдел открыл для детей-сирот детский дом. Заведующей была назначена женделегатка Тося Фролова (ныне Будзько), которой тогда едва исполнилось 17 лет. Тося оказалась хорошим организатором, очень вдумчивым работником. При незначительных продовольственных ресурсах она сумела наладить питание детей и правильно поставила воспитательное дело. Вскоре Антонина Фролова вступила в партию. Ее направили учиться в Москву, в педагогический институт, окончив который, она долгое время работала в школе. Позднее Антонина Семеновна защитила кандидатскую диссертацию и теперь трудится в одном из вузов Ленинграда. Летом 1919 года в Вытегорском уезде было открыто 17 детских колонии, из которых, правда, 7 вскоре закрылись из-за отсутствия материальной базы, остальные 10 существовали псе лето, а с осени были реорганизованы в детские дома. К концу 1919 года в уезде осталось 6 детских домов, расположенных в сельской местности. Работать приходилось в трудных условиях: детских учреждений в уезде открыли много, а продукты нужны были для фронта. Что было делать? Закрыть их? Но общественность не согласилась бы с этим. И население само снабжало дошкольные учреждения молоком, мясом, овощами, а в некоторых местах и хлебом. Существовали дошкольные учреждения и в Петрозаводском, Лодейнопольском, Пудожском и других уездах. Работа их была подытожена на I губернском съезде дошкольных работников, который состоялся в Петрозаводске в ноябре 1919 года. Партийные и советские органы уделяли большое внимание организации дошкольного воспитания. Во время напряженных военных действий ими были изысканы необходимые средства для проведения съезда. Помню, как я, не имея никакого опыта в проведении съездов, обратилась к члену губкома РКП (б) Ивану Алексеевичу Данилову за советом: «Научите, как проводить съезд, что говорить во вступлении, чем закончить». Иван Алексеевич был очень внимателен. Он беседовал со мной больше часа. Проверил тексты докладов, отредактировал проект решения, подсказал, как следует вызвать делегатов на выступления. В июле 1920 года мы организовали в Петрозаводске двухмесячные курсы для воспитателей детских садов, руководителей детских домов, колоний и площадок. Краткосрочные курсы- конференции работников дошкольных детских учреждений были нами проведены также и в Лодейном Поле. Слушатели губернских курсов ездили на экскурсию в Москву для ознакомления с работой учреждений дошкольного воспитания. Карелия получила новый отряд квалифицированных работников, что позволило открыть дошкольные учреждения не только в Петрозаводске и уездных центрах, но и в других крупных населенных пунктах. Осенью 1920 года состоялся II губернский съезд дошкольных работников, на котором присутствовало 45 делегатов от уездных отделов народного образования и детских учреждений Карелии. Как первый, так и второй съезды нацеливали дошкольных работников на развертывание детских учреждений, на пропаганду дошкольного дела среди населения, на привлечение общественности к созданию необходимых условий для работы с детьми. При дошкольном подотделе была создана коллегия, включавшая представителей детских садов и детдомов. На заседании коллегии обсуждались не только организационные, но и методические вопросы, например: «Игрушка как дидактический материал», «Детский рисунок», «Пение и музыка в детском саду» и др. Решения нашей коллегии утверждались коллегией губоно, а затем тексты этих решений размножались и рассылались в дошкольные учреждения. В детских учреждениях избирались родительские комитеты, которые привлекали родителей к обработке земельных участков для обеспечения детских садов овощами. В результате с огородов, например, Ладвинского и Деревянского детсадов Петрозаводского уезда в 1919 году было собрано 550 пудов картофеля, 50 пудов репы, 15 пудов свеклы и много других овощей. Дошкольные учреждения в Карелии работали в тесном контакте с женотделами. Женделегатки помогали в отборе детей для детских учреждений, проводили беседы с женщинами, не желавшими отдавать детей в детсады, ясли и т. д. Дошкольные работников свою очередь, помогали женотделам в проведении делегатских собраний, митингов и других мероприятий среди женщин, в поднятии их политического и культурного уровня. Губженотдел совместно с работниками дошкольных учреждений подготовил и провел женскую конференцию в Лодейном Поле. Много женских собраний было организовано в сельских местностях, а также на предприятиях и в учреждениях Петрозаводска. Мероприятия эти обычно проходили так. Заведующая губженотделом А. Д. Игошкина делала доклад о текущих событиях и задачах женщин. Далее но вопросу о воспитании детей выступал, как правило, представитель дошкольного подотдела губернского отдела народного образования. Затем докладчики отвечали на вопросы. Собрание заканчивалось коллективным пением. Все это сближало женщин и нацеливало их на дружную работу. Дошкольные учреждения работали и в воскресные дни, когда женщины-матери уходили на воскресники по заготовке и погрузке дров для Петрограда, очистке и приведению города в должный порядок. В Петрозаводске силами общественности были разбиты бульвары на набережной и на проспекте Карла Маркса, разделаны площадки около театра «Триумф», на берегу, за летним садом (ныне Парк культуры и отдыха) и в других местах. Чтобы женщины-матери могли вечерами работать в госпиталях, шить одежду для фронтовиков, учиться военному делу, в детских садах был удлинен рабочий день. Такая согласованная совместная работа женских отделов и дошкольных учреждений обеспечивала успех в нашем общем деле по раскрепощению женщин, вовлечению их в общественно-политическую и производственную деятельность. Источник: (1963) За Советскую Карелию. Воспоминания о гражданской войне - Стр.508-513
 
71

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасибо!Мы прочитаем Ваше сообщение в ближайшее время.

Ошибка отправки письма

Ошибка!В процессе отправки письма произошел сбой, обновите страницу и попробуйте еще раз.

Обратная связь

*Политика обработки персональных данных