Е.В. Бочарников (полковник в отставке). Сапер на Севере.
Участники
Страна: СССР В конце 1942 года в распоряжение начальника инженерных войск Карельского фронта была направлена группа архитекторов и инженеров-строителей, закончивших ускоренный курс военно-инженерной академии имени Куйбышева. Я и лейтенант Чечаев были направлены в 14-ю армию. В Мурманск мы прибыли в ночь на 1 декабря. Утром нас переправили на мыс Мишукова в 31 АИБ. Меня оставили в батальоне в должности заместителя командира 3-й роты, которая находилась на переднем крае в районе реки Западная Лица, минировала, строила оборонительные сооружения. С начала февраля 1943 года я с двумя взводами перешел на работу в 24-й гвардейский стрелковый полк. Ставили мины, различные препятствия: проволоку, рогатки и спирали на переднем крае, в непосредственной близости от немцев. Строили наблюдательные пункты, доты, убежища и огневые точки. Трудно было работать ночью и в маскхалатах. Много сил уходило на борьбу со снежными заносами. Проволочные заграждения и окопы заваливало снегом. Когда окоп скрывался под снегом, стрелки вылезали из него и утаптывали снег прямо на сопке. Еще хуже было с минными заграждениями: минные поля располагались своеобразно — внизу летние (формуляров на них не было), а сверху зимние, которые ставились прямо на летние. В зависимости от глубины снежного покрова ставились в два и более этажей. Более «несаперную» публику, чем та, что была в моей роте, должен сказать, я встречал нечасто: половина из них — люди пожилые с 1897 по 1905 годы рождения, а половина — мальчишки с 1924 года рождения. О саперных работах, особенно таких, как минирование, у них было самое минимальное представление. Срок на обучение мне дали месяц. За это время мне удалось из большинства сделать настоящих саперов. Для знакомства с личным составом роты и его возможностями я решил провести практические учения. Подобрал место, подготовил приказ. Утром построил роту, дивизионный инженер зачитал приказ о срочном строительстве моста, и вся рота отправилась выполнять задание. На месте провели разбивку на бригады: рубщики леса, плотники, сборщики, установщики опор. Срок строительства был дан в 20 часов. Работа началась, и в ее процессе выяснилось, кто на что способен. Мост построили за 13 часов. В последующем учитывался приобретенный опыт, а также склонности, способности и знание дела рядовыми саперами и младшим командным составом в работах такого плана. В начале августа 1943 года относительно спокойная обстановка на нашем направлении была нарушена и начались бои. Рота сразу же была переброшена в район боевых действий на строительство новых оборонительных сооружений и укрепление нового рубежа и новой оборонительной полосы. Первым в район боевых действий 9 августа пошел взвод лейтенанта Василия Зыбкина. Через день Вася Зыбкин погиб. Кроме него были ранены саперы Салбан, Мозговой, Семенов, Сухоребров. К сожалению, список потерь этих саперов только начался... Василия Зыбкина похоронили на первом от моста повороте дороги на холме между двумя высокими елями. 13 августа я с группой в 36 человек был срочно направлен на восстановление моста на стыке железной и автомобильной дорог, что на левом берегу реки, рядом с могилой Василия Зыбкина. Задача была нелегкой, так как у нас не было металла: арматуры, скоб, нагелей... Пришлось употреблять все, что было под рукой. Из толстых стволов сделали ряжевые опоры, заполнили их камнем, имевшимся кругом в изобилии. Поверху положили прогоны из тех же стволов, просверлили их в местах стыковки с опорами, деревянными нагелями толщиной 10—15 сантиметров и такими же клиньями крепили их. Поперек положили шпалы, склад которых находился поблизости от места работы. Закрепили их проволокой. Мост длиной около 40 метров закончили за 20 часов. При сдаче моста в эксплуатацию возник спор с представителем штаба инженерных войск 26-й армии. Суть спора была в том, что представитель штаба стал утверждать, будто мост без единой металлической детали крепления непрочный и не выдержит на себе тяжелую технику, развалится, что такой мост я не имел права строить. Пропустили по мосту самую тяжелую технику, которую удалось найти поблизости. Мост не дрогнул... На следующий день рота получила новое задание — укрепление переднего края обороны, которое продолжалось до середины октября. На выполнение задания вышли рано утром. Переход был трудным. Два дня шел непрерывный дождь, дорога полностью была размыта, лошадей нет, и все имущество, инструменты, продовольствие, взрывчатку несли на себе. Расположились в каких-то полуразрушенных землянках на берегу озера в непосредственной близости от противника. Боевого охранения между нами и немцами не было, только с левой стороны нас защищало озеро шириной около 500 метров. На третий день нашего пребывания с семи часов утра и до четырех часов дня шел непрерывный артиллерийский и минометный обстрел сопки и участка строительства. Это был первый экзамен на стойкость и, надо сказать, он был выдержан всеми. Некоторые немного растерялись в начале обстрела, но паники не было. Работали под обстрелом быстро и дружно, с перевыполнением нормы. Работу закончили за четыре дня и перешли на новое место. В таком темпе и таких условиях работали весь сентябрь и до середины октября. Расстояние от места работы до противника в некоторых точках не превышало 150— 200 метров, часто участок работы освещался немецкими ракетами и обстреливался ружейно-пулеметным огнем. А глубина наших окопов была всего по колено. Мы перешли на подготовку деталей дзотов в ППГ в тылу, а на переднем крае производили только сборку и подгонку из уже готовых деталей. В течение этого времени было построено четыре дзота с двумя амбразурами и один с тремя амбразурами, один полукапонир, наблюдательная вышка и запасный наблюдательный пункт, поставлено свыше тысячи мин, проложено 23 километра дорог, построено шесть мостов, поставлено около сотни рогаток, снято значительное количество мин, проведено несколько вылазок в разведку. За этот период времени изменилась и психология бойцов. Вместо разрозненных, разобщенных людей, которых я увидел, придя в роту, в процессе трудной, временами опасной для жизни работы сложился крепкий коллектив бойцов, быстро освоивших свое ремесло и готовых выполнить работу в любых условиях. Лучшие саперы были представлены к награждению знаком «Отличный сапер», присвоению воинских званий младшего комсостава, благодарностям, награждению медалью «За отвагу», к снятию судимости у осужденных. 24 октября я получил вызов в Беломорск. Сдал роту и в штабе батальона получил награду — орден Красной Звезды. В Беломорске я получил назначение — начальником штаба 6-го Отдельного гвардейского батальона минеров. Источник: (2000) Слава тебе Карельский фронт. Воспоминания ветеранов - Стр.210
19
Добавить комментарий