Дымман Евгений Владимирович — На Ладожском озере в 1919-1920 годах.
Участники
Страна: РСФСР, Карелия Дымман Евгений Владимирович родился в 1895 г. В 1915 г. ополчил Морской корпус. В первой мировой войне участвовал в качестве вахтенного офицера боевых кораблей Балтийского флота. В годы гражданской войны принимал участие в боевых действиях на Ладожском озере, командуя сторожевым судном № 15 «Восход», и в борьбе против Врангеля. После войны — на командной и преподавательской работе в Военно-Морском Флоте. Ныне капитан 1-го ранга в отставке. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени и многими медалями Советского Союза. В начале 1919 года я был назначен командиром сторожевого корабля № 15 «Восход» Волхово-Ильменской флотилии*. Был ясный февральский морозный день, когда я впервые попал в Новую Ладогу — базу дивизиона флотилии. Город раскинулся в устье Волхова; виднелись пристани вдоль замерзшей реки, а за постройками открывалась бесконечная даль покрытого льдом Ладожского озера. Явившись в штаб и получив назначение, я включился в подготовку корабля к боевым действиям в предстоящую летнюю кампанию 1919 года. Дивизион состоял из шести кораблей. Все они находились в затоне и представляли собой бывшие малые буксиры водоизмещением 90 тонн. Каждый из них был вооружен 37-миллиметровым орудном, расположенным на носу корабля, и двумя пулеметами. К плаванию в довольно бурном Ладожском озере эти небольшие суда были мало приспособлены, но обстановка на фронте заставляла использовать все, что имелось. Командиры сторожевых кораблей были из кадровых морских офицеров Балтийского флота и, как участники первой мировой войны 1914—1918 годов, имели боевой опыт. Некоторые из них имели уже значительный стаж и опыт морской службы. Таким был, например, командир сторожевого корабля № 13, бывший старший лейтенант Михаил Александрович Линдебек. Будучи хорошим моряком и командиром, он любил вспоминать дальние плавания и часто говорил о том, что по окончании гражданской войны Советский флот будет мощным и его корабли будут совершать дальние походы. Это очень импонировало нам, тогда молодым, бывшим мичманам: П. Л. Евдокимову — командиру сторожевого судна № 14, Н. С. Малахе — командиру сторожевого судна № 16, Н. Е. Грудинину — командиру корабля № 18 и мне, командовавшему сторожевым судном № 15. Большой любовью среди нас пользовался бывший лейтенант Николай Степанович Наддачин — командир сторожевого корабля № 17. Впоследствии, во время Видлицкой операции, он командовал группой боевых кораблей, действовавших у устья реки Тулоксы, а затем был начальником оперативной части штаба Онежской флотилии. Команды кораблей нашего дивизиона показывали пример высокой организованности и твердой дисциплины. Среди военных моряков дивизиона проводилась большая партийно-политическая и культурно-просветительная работа. Личный состав представлял собой дружный, спаянный коллектив. В дивизионе насчитывалось около 200 человек, в значительной части это были опытные матросы Балтийского флота, прибывшие к нам преимущественно с эскадренных миноносцев и крейсеров. Хочется подчеркнуть, что среди наших моряков не было так называемых «жоржиков», щеголявших в брюках с огромными клешами и в бескозырках с ленточками до пояса. Это были своего рода «стиляги» того времени, пришедшие во флот со стороны, не имевшие ничего общего с подлинно революционными моряками и вскоре исчезнувшие. Всю зиму личный состав дивизиона ремонтировал механизмы и корабельное оборудование в небольших мастерских водного транспорта в Новой Ладоге. Кроме того, были организованы занятия на курсах по повышению общего и специального образования. Курсы работали при клубе дивизиона в одном из лучших домов города. Мне, как и другим командирам, пришлось вести занятия на этих курсах. Я преподавал географию и навигацию. В процессе занятий особое внимание уделялось изучению будущего театра боевых действий — Ладожского озера. Занятия продолжались в течение всей зимы и способствовали успешной подготовке дивизиона к летней кампании. В конце апреля 1919 года белофинские отряды внезапно вторглись на советское побережье Ладожского озера и захватили приграничное село Видлицу, а затем Олонец. В связи с тем, что Ладожское озеро еще не очистилось ото льда, корабли дивизиона не могли оказать содействие частям Красной Армии. Ввиду возможного нападения врага на базу флотилии было отдано приказание личному составу нашего дивизиона занять наиболее важные пункты на побережье, организовав там вооруженные заставы. Небольшие группы в 10—15 человек расположились от устья Волхова до реки Сяси и далее к Свирице. Я со своей группой находился близ устья Волхова. Продвижение белофиннов на Лодейное Поле вскоре было приостановлено. Наши части, оттеснив противника от подходов к реке Свирь, перешли в наступление и в середине мая освободили Олонец. С открытием навигации в мае 1919 года началась боевая деятельность и нашего дивизиона на Ладожском озере. Корабли несли дозорную службу на подходах к базе Новая Ладога, к устьям рек Сяси и Свири и содействовали частям Красной Армии в проведении боевых операций на восточном побережье озера. Для несения дозорной службы сюда были направлены сторожевые корабли Балтийского флота «Куница» и «Горностай». Сухопутное командование частей Красной Армии, действовавших на междуозериом участке фронта, постоянно ставило перед кораблями задачи: «Обстрелом побережья тревожить войска противника». Для этих операций сторожевые корабли 2-го дивизиона, а также корабли Онежской флотилии, базировавшиеся в Лодейном Поле (на реке Свирь), часто выходили в Ладожское озеро. Такие обстрелы оказывали на войска противника главным образом моральное воздействие, но практически не давали больших результатов, так как стрельба велась по невидимой цели. Перед кораблями ставилась также задача — помешать движению судов противника, доставлявших по озеру боеприпасы и снаряжение в Видлицу. В мае мы уничтожили один из вооруженных белофинских пароходов. 27 июня 1919 года на Ладожском озере была проведена наиболее крупная операция Онежской флотилии, с высадкой десанта в Видлице и захватом этой важной базы противника. В последующий период, после успешного проведения Видлицкой операции и взятия Видлицы, корабли нашей флотилии непрерывно несли дозорную службу на Ладожском озере. Военные моряки 2-го дивизиона сторожевых судов самоотверженно выполняли свой долг. В «Годовом отчете деятельности Онежской флотилии», изданном в Петрозаводске в 1920 году, очень кратко сказано, что «Сторожевое судно № 15 «Восход» 25 сентября (1919 г. - Е. Д.) во время шторма у маяка Сухо на Ладожском озере было выкинуто на камни». События этого для и сейчас хорошо сохранились у меня п памяти. 24 сентября 1919 года я получил приказание доставить на остров Сухо матросов и военный груз**. Переход озером от нашей базы в Новой Ладоге до острова Сухо был совершён благополучно. После того, как был выгружен груз, предстояло вернуться в Новую Ладогу. К этому времени сильно засвежело, и вскоре начался шторм. Наш небольшой корабль начало заливать водой настолько сильно, что затопило носовой кубрик команды. Рулевого и меня, находившихся на открытом верхнем мостике, с головой покрывали волны. Я помню, как рослый матрос Костин, командир орудия, выскочил на палубу и, взбежав на командный мостик, доложил мне, что вода в помещении команды уже выше колен. В машинном отделении команда работала у механизмов, стоя в воде. Положение ухудшалось тем, что мы, отойдя от острова Сухо на какие-нибудь полмили на юг, дальше не продвигались вперед из-за сильной волны и ветра. В дальнейшем, после израсходования топлива (топливом у нас были тогда дрова), это грозило гибелью корабля. Команда под руководством боцмана Гомона героически боролась со стихией, принимая меры к спасению, беспрерывно откачивая поступавшую в помещения воду. Выход был один — повернуть обратно к острову Сухо и укрыться за ним от ветра и волны. После долгой борьбы с разбушевавшейся стихией удалось повернуть и отдать якорь близ острова. Но удары воли были и здесь настолько сильны, что небольшой якорь не смог удержать корабль. Судно три раза срывало с якоря. Дважды удалось спасти корабль от близлежащих подводных камней. На третий раз его сорвало с якоря, подбросило волнами и ударило о камни. Винт корабля перестал работать. Чтобы не быть разбитым на камнях, я подал команду подать концы (тросы) прямо на остров. Матросы, находившиеся на острове, ловко подхватили поданные концы и закрепили их на берегу. Корабль подтянули к берегу, где его уже не било волнами. Спасение было найдено. По окончании шторма, через два дня, 27 сентября наш корабль отбуксировали на базу, и после небольшого ремонта винта он снова вошел в строй. Кампания 1919 года на Ладожском озере закончилась в декабре, корабли дивизиона встали на очередной зимний ремонт и начали подготовку к следующей навигации. Однако в результате успешного наступления частей Красной Армии к весне 1920 года Северный фронт был ликвидирован. Вскоре отряды наших моряков отправились на другие фронты. Я, в числе других, получил назначение на Черное море. В заключение хочется подчеркнуть исключительный героизм военных моряков в годы гражданской войны. Они мужественно отстаивали родную Советскую республику и побеждали врагов в условиях, когда действовать приходилось часто на мало приспособленных, слабо вооруженных речных и озёрных буксирах и пароходах. Трудно вспомнить сейчас фамилии всех тех героев — от матроса до командира корабля. Их было много. Часть из них пала смертью храбрых в боях, другие продолжали крепить могущество Советской Родины и ее Военно-Морской Флот. * В марте 1919 г., после расформирования Волхово-Ильменской флотилии, суда этого дивизиона вошли в состав Онежской озерно-речной флотилии, где стали именоваться 2-м дивизионом сторожевых судов. ** На острове Сухо в те годы находились маяк, здание смотрителя маяка и два-три домика морской военной команды. Нами здесь был организован пост наблюдения и связи. Источник: (1963) За Советскую Карелию. Воспоминания о гражданской войне - Стр.300-305
98
Добавить комментарий