Амелин Никандр Иванович — Памятные события.
Участники
Страна: РСФСР, Карелия Амелин Никандр Иванович родился в 1803 г. в г. Курске. С 1013 по 1048 г. служил в Военно-Морском Флоте. В 1018—1010 гг. являлся вахтенным начальником посыльного судна № 1 («Петрозаводск») Онежской флотилии. Принимал участие в боевых операциях флотилии против интервентов и белогвардейцев на Онежском озере. Ныне капитан 2-го ранга в отставке. Член КПСС. Награжден несколькими орденами и медалями Советского Союза. Уж начал свою службу в Онежской флотилии на посильном судне № 1 (бывший «Петрозаводск») помощником командира корабля. Командиром судна был старый опытный торговый моряк Генрих Павлович Бютнер, призванный на военный флот в первую мировую войну. Плавая до войны на различных торговых кораблях, Г.П. Бютнер побывал во многих странах мира. Он в совершенстве знал морское дело. Командование высоко ценило эти прекрасные морские качества Г. П. Бютнера, считая его одним из лучших командиров флотилии. Требовательный к себе и другим, на редкость тактичный, добрый и отзывчивый человек, прекрасный товарищ и друг, таков был мой командир и учитель, один из самых обаятельных людей, которых я когда-либо встречал в жизни. Среди команды корабля Бютнер пользовался уважением и большим авторитетом. Для меня, в то время юного моряка, не имевшего еще достаточного боевого опыта военно-морской службы, совместная боевая деятельность с Г. П. Бютнером была лучшей практической школой кораблевождения в боевой обстановке гражданской войны. Выполнявший функции комиссара баталер А. А. Шюнеман и другие коммунисты корабля оказывали Бютнеру и мне, как беспартийным военспецам, большое доверие и поддержку. Это внимание товарищей еще более повышало нашу боевую активность, направленную к общей цели моряков флотилии, — к скорейшей победе над врагами пашей Родины. На корабле мы жили как одна семья. Вспоминаю своих боевых товарищей по кораблю: баталера А. А. Шюнемана (впоследствии комиссара одного из соединений Черноморского флота), боцмана Андерсона, радиста Буракова, кока Шаронкова, моряков Лементю, Цикина, Дунгика, Шингарева и других. Большинство членов команды корабля являлось уроженцами Карелии. Остальные моряки пришли к нам с Балтийского флота. Они имели боевой опыт, полученный в период первой мировой войны. Все моряки были настроены очень патриотично. На корабле была высокая революционная дисциплина, приказы командира корабля выполнялись беспрекословно и быстро. Коммунисты корабля сплотили команду в боевой монолитный коллектив. Политотдел и комиссары флотилии уделяли большое внимание воспитательной работе среди моряков. Часто посещал наш корабль комиссар Никита Меткин. Команда очень любила этого веселого, остроумного человека. Он обладал необычайным внутренним обаянием, умел убеждать массы. Наше судно, как и другие корабли флотилии, периодически выходило из Петрозаводска в Онежское озеро для несения дозорной службы, производило переброску командования к местам боев, осуществляло функции связного корабля. В этих случаях мы с командиром переселялись в ходовую рубку и несли походную службу, иной раз не смыкая глаз в течение продолжительного времени. Все боевые события дня аккуратно записывались в вахтенный и навигационный журналы. Боевая обстановка очень часто и неожиданно менялась, особенно летом 1919 года. Вспоминается такой эпизод. В конце лета, находясь в дозоре, наш корабль к вечеру направился к одной из деревень в районе села Толвуи. Туда мы не раз до этого заходили на отдых. Подойдя к берегу, отшвартовались у рыбацкого пирса. Два человека из нашего экипажа, получив разрешение командира корабля, отправились в ближайшую деревню достать молока для команды. Спустя несколько минут сигнальщик с мостика доложил, что наши товарищи бегом возвращаются на корабль. Прибыв на судно, они рассказали следующее. Хозяйка хаты, где они ранее покупали молоко, сообщила, что утром в деревню пришли белые и расположились на противоположном ее конце. Мы поспешно покинули стоянку и полным ходом пошли в Петрозаводск, где и доложили в штабе о происшедших изменениях в обстановке. Как потом оказалось, побережье этого района Онежского озера было занято силами противника, начавшими наступление в Заонежье. Благодаря последующим операциям наших сухопутных сил и флотилии осенью 1919 года белогвардейцы были изгнаны с занятой ими здесь территории. Неоднократно во время стоянки в Петрозаводске и в озере наше судно, как и другие корабли флотилии, подвергалось налётам вражеской авиации. Почти ежедневно рано утром 1—2 аэроплана противника появлялись над кораблями флотилии и сбрасывали бомбы. В этих случаях суда немедленно отходили от пирсов, «расползались» по гавани. И бомбы, сброшенные с самолетов, разрываясь в воде, не причиняли вреда. Нередко огонь артиллерии с наших кораблей быстро заставлял самолёты удаляться восвояси. В один из таких налетов аэроплан, сбросив бомбу, пролетал довольно низко лад нашим судном. Вражеский летчик, перегнувшись через борт самолета, видимо, обескураженный своей неудачной бомбардировкой, погрозил кулаком нашим кораблям. В бинокль было отчетливо видно искаженное злобой лицо белогвардейского пилота, летевшего без авиационного шлема и очков. Особенно памятна для меня операция в Повенецком заливе. В октябре 1919 года на Онежскую флотилию была возложена задача ликвидировать все береговые батареи противника, уничтожить его флотилию и высадить десант в Медвежьей Горе. Утром 8 октября 1919 года командный п политический состав кораблей был вызван в штаб флотилии, где начальник штаба Г. Л. Степанов разъяснил присутствующим предстоящую задачу и объявил приказ, четко определяющий обязанности командного состава кораблей в предстоящей операции. Меня назначили в этот поход начальником отряда вспомогательных транспортов, которые должны были доставить десант в установленное приказом место. Признаюсь, я опешил от неожиданности, но в то же время был и очень обрадован доверием, которое командование флотилии оказало мне, тогда еще молодому командиру, поручив такое ответственное дело. До поздней ночи в Петрозаводске шла непрерывная посадка бойцов на транспорты. Это были в основном красноармейцы 6-го финского полка. Погрузили боезапас. В течение всего похода я находился на одном из самых крупных транспортов — «Якове Свердлове», имея связь с остальными кораблями флотилии. Холодная осенняя ночь 8 октября 1919 года. Моросит мелкий дождь. Корабли движутся без отличительных огней. Задраены все иллюминаторы. Маяки в озере погашены. Кромешная темнота. Никто не смыкает глаз. На мостиках моряки напряженно всматриваются в черную зловещую мглу. Красноармейцы тихо поют песни на финском языке, курят, чистят винтовки. Настроение у них приподнятое. Комиссары проводят с бойцами беседы. Под утро в слабой предрассветной мгле показалась темная полоска суши, затерявшейся среди бурлящих онежских вод. Это был Мегостров. Он казался вымершим. Наши боевые корабли, дивизион канонерских лодок и плавучая батарея, шедшие в авангарде, приблизились к острову. Вдруг па берегу ярко вспыхнули шесть желтых молний. Над кораблями со свистом пролетели снаряды и разорвались в воде позади них. Десант начал готовиться к высадке на берег. Нашим боевым кораблям трудно было стрелять — мешали сильная волна и плохая видимость. Но суда энергично отвечали на интенсивный огонь противника. Бой длился два часа. Однако батареи противника подавить не удалось. Транспорты начали постепенно выходить с линии огня. Охраняемые стреляющими кораблями, они повернули на запад и бросили якоря у самой деревни Кузаранды. Десант быстро высадился на берег и начал с боями продвигаться вперед. После окончания высадки десанта я перешел на посыльное судно № 1, где находились члены штаба, и, доложив начальнику оперативного отдела Н. С. Наддачину о благополучном завершении операции, приступил к исполнению своих прямых обязанностей на корабле. На следующий день наши суда возобновили обстрел Мегострова. Вскоре с острова была получена радиограмма о полной капитуляции противника. После боя я побывал на Мегострове. Наша корабельная артиллерия произвела там большие разрушения. Были уничтожены оборонительные укрепления, сожжены деревянные постройки. Часть белогвардейцев в панике покинула остров на уцелевших катерах и шлюпках. Ветер поднимал в воздух клочки разорванных документов. Оставшийся гарнизон был немногочисленен. После освобождения Мегострова посыльное судно № 1 во всех последующих операциях флотилии выполняло функции штабного и связного корабля, появляясь то здесь, то там на различных участках Онежского озера, осуществляя связь между основной базой флотилии — Петрозаводском и действующими в озере боевыми кораблями. Когда ударили морозы, наше судно, вместе со всеми кораблями флотилии пробиваясь во льдах, 12 ноября 1919 года прибыло в Петрозаводск. Вскоре после этих знаменательных событий часть командиров флотилии, а именно К. В. Никонов, В. А. Положинцев, А.Е. Коваленко, флагманский механик флотилии А. Ф. Султанин, я и еще несколько человек, фамилий которых сейчас уже не помню, были откомандированы из флотилии в Петроград в соединенные классы усовершенствования командного состава флота. Несколько слов хочется сказать о политической и культурно-массовой работе среди моряков Онежской флотилии, сыгравшей большую роль в боевых успехах флотилии. В промежутках между выполнением боевых заданий, когда корабли стояли в Петрозаводске, работники политотдела флотилии В. Яблонский, А. Масальский и Г. Прусаков проводили активную работу среди личного состава. Серьезную помощь политотделу оказывали комиссары, особенно Н. Меткин, Боом, А.И. Силкин и др. В то время в Петрозаводске была создана постоянная драматическая труппа. Спектакли ставились в здании городского театра. Политотдел флотилии оказал в этом деле большую помощь городу. Труппа была сильной и имела в своем составе таких известных режиссеров и актеров, как Н. В. Петров (ныне народный артист СССР), Ю. Н. Юрьин (автор ряда пьес, в частности, пьесы «Сплошной зык»), Вертышев (артист б. Александрийского театра), Н. Рашевская (народная артистка РСФСР), а также артистов А. Чалого, Е. Сергиева, Д. Сольскую, Румшевич, совсем молодых актеров М. Самарина, Г. Томаса и др. Часто из Петрограда в Петрозаводск приезжали для участия в шефских концертах артисты и лекторы. Помню балерину О. О. Преображенскую, певца Н. Н. Куклина, певицу Зою Лодий, лектора Каратыгина. Очень интересным человеком был художник Петрозаводского театра Константин Васильевич Аккуратов. Уроженец Петрозаводска, он окончил художественное училище, а затем Академию художеств в Петрограде, в которой получил дополнительную специальность архитектора-художника. В 1919 году К. В. Аккуратов начал свою работу в политпросветотделе Петрозаводска и в городском театре в качестве художника-декора- тора, талантливо создавая оформления пьес. Особенно хорошо были им выполнены декорации к пьесам «Сверчок на печи» Ч. Диккенса и «Ученик дьявола» Б. Шоу. При открытии занавеса возникла буря аплодисментов. Посетители театра, а ими являлись в большинстве моряки-онежцы, были восхищены изумительно художественно и оригинально выполненными Аккуратовым декорациями. Художника вызывали на сцену. К. В. Аккуратов, человек весьма застенчивый и скромный, выходил несколько раз и неловко раскланивался. Став другом моряков, он в дальнейшем связал свою жизнь с флотом, прошел вместе с моряками всю гражданскую войну, работая художником в политотделе Черноморского флота, а позднее — главным художником Центрального Военно-Морского музея в Ленинграде. Оттуда в 1960 году К. В. Аккуратов вышел на пенсию, оставив в музее ряд талантливо выполненных художественных работ. Драматический театр Петрозаводска ставил пьесы А.Н. Островского, М. Горького, Б. Шоу, Г. Ибсена. Спектакли хорошо готовились, актеры играли талантливо. С большим успехом прошли пьесы: «Без вины виноватые» и «Последили жертва» А. Н. Островского, «Мещане» М. Горького, «Доктор Штокман» Г. Ибсена, а также «Ученик дьявола» Б. Шоу, пьеса «Сверчок на печи» по Г. Диккенсу и другие, названия которых сейчас уже не помню. Моряки обычно заполняли зал театра до отказа. Они с большим удовольствием смотрели спектакли, получая зарядку для дальнейшей боевой деятельности. Это был настоящий культурный отдых после боевых будней. В помещении городского театра устраивались для моряков флотилии и шефские концерты. Почти все актеры труппы охотно отзывались на просьбы выступать в них. Активно участвовали в таких концертах Ю. Юрьин, И. Рашевская, М. Роговская, Д. Сольская и др. Особенно торжественным был концерт, который состоялся после окончания боевых действий на Онежском озере. Наряду с профессиональными исполнителями выступала самодеятельность военных моряков и Петрозаводска. На концерте присутствовали руководители партийных и советских организаций города и командование Онежской флотилии. В этом приближении моряков-онежцев к искусству большую роль сыграл политотдел флотилии и командующий флотилией Э. С. Панцержанский. Он обладал большой эрудицией в области искусства, понимал и любил его. Панцержанский сделал много полезного для расширения культурно-просветительной работы во флотилии и в Петрозаводске. Онежская флотилия имела в Петрозаводске свой клуб. В большом его зале проводились партийные и общие собрания, читались лекции, устраивались спектакли, концерты художественной самодеятельности. Среди моряков Онежской флотилии имелись музыканты-любители. Так, в концертах симфонического оркестра флотилии под управлением военного моряка Н. Солнышкова, уроженца Петрозаводска, имевшего музыкальное образование, наряду с профессиональными музыкантами принимали участие флагманский штурман флотилии К. А. Мигаловский (скрипка), военный моряк А. И. Минкин (ныне кинорежиссер, создатель картин «Профессор Мамлок», «Памир», «Когда зажигаются огни» и ряда хроникальных фильмов). Мне пришлось несколько раз выступать в самодеятельных концертах в качестве солиста-пианиста. Помню, я исполнял вальс Шопена № 14, его же полонез ля-мажор, этюд Зиндича «Веяние весны» и другие пьесы. В концертах выступали также мои боевые товарищи — военные моряки. В. А. Положинцев (мелодекламация), Н. Фролов, Н. Андреев (декламация), С. М. Михайлов (балет) и др. Драматическим кружком в клубе руководила жена одного из политработников Красной Армии Е. А. Дюруа, известная в свое время провинциальная артистка драмы. Ее сын, Канонович, артист балета, преподавал классические танцы. В этом драматическом кружке были поставлены пьесы А. Н. Островского «Без вины виноватые» и «На бойком месте». В них я попробовал свои силы в драматическом искусстве, сыграл роли Миловидова («На бойком месте») и Мурова («Без вины виноватые»). Эти спектакли неоднократно шли в клубе и проходили довольно удачно. Особенный успех имела пьеса «Без вины виноватые». После исполнения в клубе она была поставлена на сцене городского театра. Роль Незнамова отлично сыграл моряк Н. Фролов (ныне инженер-электрик, научный сотрудник одного из исследовательских институтов Ленинграда). Даже профессиональные актеры театра, присутствовавшие на этом спектакле, поздравляли за кулисами Н. Фролова с успехом и хорошо отзывались об игре остальных самодеятельных артистов Хорошо исполнил роль Шмаги моряк Н. Андреев, который и в жизни обладал природным юмором. Роль Кручининой сыграла с большим мастерством наш руководитель и режиссер Е. А. Дюруа. В клубе работали также кружки художественный, литературный и др. Регулярно проводились лекции, доклады и другие политико-массовые мероприятия. Источник: (1963) За Советскую Карелию. Воспоминания о гражданской войне - Стр.142-151
93
Добавить комментарий