Шрифт:
Размер шрифта:
Межсимвольный интервал:
Межстрочный интервал:
Цветовая схема:
Изображения:

Из воспоминаний И. Штемберга, бывшего бойца Петрозаводского и Пудожского истребительных батальонов.

Участники

Дата: 5 мая 1995 г. Страна: Россия, Карелия ... К середине июля обстановка на фронте осложнилась. Летом 1941 г. большинство истребительных батальонов было переброшено на передний край на помощь частям Красной Армии... В конце июля вражеские войска приблизились к району Колатсельги. Наших регулярных войск на этом участке не было. Дорога на Петрозаводск оказалась открытой. Туда на автомашинах перебросили три петрозаводских батальона и вновь сформированных из работников железнодорожных служб. Позднее к ним присоединились Пряжинский и Ведлозерский истребительные батальоны. Бойцы-истребители с ходу вступили в бой с противником, имеющим на вооружении артиллерию, минометы и автоматическое оружие. Мы же могли ответить врагу только ружейно-пулеметным огнем, имея на вооружении винтовки образца 1891-1930 гг., типа «СВТ», лишь единицы пулеметов. Но и в этих условий мы в течение недели отважно вели бой с хорошо вооруженным противником. Образцы отваги и мужества в первых боях показали начальник штаба Г. И. Долгов, бойцы Яковлев, Агапитов, Терехин, Болотов, Саралайиен, медсестры Романова, Вострякова. Затем наш батальон вместе с пряжинскими и ведлозерскими истребителями больше месяца вел боевые действия с противником, наступающим через Сямозеро, Киндасово, Пряжу. Мы устраивали засаду на перекрестках дорог и перешейках между озерами, перекрывали лесные тропы, в результате полностью уничтожили шесть вражеских группировок. Финская диверсионная группа через леса и болота вышла в наши тылы и захватила участок железной дороги на станции Пески. Движение поездов на Суоярви прекратилось, но действовала шоссейная дорога. Чтобы предотвратить ее захват, туда направили Суоярвский истребительный батальон, которым командовал Н. В. Лобанов. Бой произошел между станциями Пески и Заставой. Батальон понес немалые потери. Станцию отбить не удалось, но было задержано продвижение противника в сторону шоссейной дороги на трое суток, до подхода армейского подразделения. В этих боях храбро сражался боец истребительного батальона В. Павленко, уничтоживший вражеский миномет и нескольких велосипедистов врага. В середине сентября петрозаводские истребительные батальоны вместе с частями Красной Армии вели тяжелые оборонительные бои в районе села Виданы и Шуя. В эти же дни противник занял Пряжу. Дорога на Петрозаводск оказалась перекрытой. Наше подразделение, командиром которого был Поморжинский, оказалось в селе Святозеро. Здесь сосредоточилось много рабочих оборонстроя и красноармейцев из разрозненных частей. Противник занял и Коткозеро. Дорога на Олонец оказалась также перерезанной. Со всех сторон слышалась артиллерийская стрельба. Было создано единое командование и определен путь движения нашего сводного подразделения в сторону Кашкам и Важинской пристани. Мы знали, что вражеские войска перешли Кировскую железную дорогу и реку Свирь. Перед нами оказался 35-километровый заболоченный волок на Таржеполь. Это был тяжелый недельный переход через лесную чащу, болота и озера. Противник преследовал нас по пятам. Находясь в боевом охранении, приходилось постоянно отстреливаться. Чтобы замедлить продвижение врага, мы устраивали лесные завалы, минировали построенные настилы и мосты, устанавливали ложные указатели на дорогах и тропах. Несмотря на все трудности, люди выстояли и вышли из окружения ... Источник: Суоярвский вестник. 1995. 5 мая. (2020) Пряжинский район в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 - Стр.77-78
 
86

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасибо!Мы прочитаем Ваше сообщение в ближайшее время.

Ошибка отправки письма

Ошибка!В процессе отправки письма произошел сбой, обновите страницу и попробуйте еще раз.

Обратная связь

*Политика обработки персональных данных