Профессор Сергей Веригин: «Идет борьба за историю».
Новости
Первое интервью ученого в качестве сопредседателя регионального отделения Российского исторического общества. Учредительное заседание Российского исторического общества (РИО) по открытию регионального отделения состоялось в Петрозаводске 26 февраля. Внимание к этому событию было большое: участие в заседании приняли руководители РИО — известные историки, коллеги из соседних регионов, глава республики Артур Парфенчиков. Решение об открытии регионального отделения — знаковое для развития исторического образования и просвещения в Карелии. В этом уверен доктор исторических наук, профессор ПетрГУ Сергей Веригин. Справка «Республики»- Российское историческое общество — преемник Императорского Русского исторического общества, действовавшего в 1866-1920 годах.
- Общество было воссоздано в современной России в 2012 году. С этого момента его бессменным председателем является государственный и политический деятель Сергей Нарышкин.
- Карельское региональное отделение РИО создано на базе ПетрГУ. В число учредителей вошли Национальный музей, Национальный архив и Национальная библиотека республики, Гуманитарный парк университета.
- На пост сопредседателей Совета отделения РИО в Карелии были поддержаны кандидатуры Сергея Веригина и директора института истории, политических и социальных наук ПетрГУ Ирины Суворовой.
Вот, например, история мальчика Саши Демехина. Люди в концлагерях голодали. Дети, подростки пытались, пока охрана не видит, пролезть под колючей проволокой, чтобы достать хоть какой-то еды в городе. Финны заметили Сашу, открыли огонь на поражение. Он умирал, когда его перенесли от «колючки». И, умирая, беспокоился о том, чтобы отдать матери и сестренкам галеты, которые смог добыть. Это только один страшный эпизод — а сколько было таких трагедий…Финские военные преступники фактически не понесли наказания за содеянное. Более того, совсем недавно в университете Турку вышла диссертация, которая обеляет финский оккупационный режим. Мы обязаны этому противостоять и защитить историческую правду. — То есть тема не закрыта? Исследования продолжаются? — Да, ведь мы до сих пор не знаем точное количество погибших на оккупированной территории Карелии мирных граждан. Чрезвычайная государственная комиссия, которая работала после войны, установила, что только в петрозаводских концлагерях погибли не менее 8 тысяч человек, из них две тысячи детей. Советский историк Морозов писал о 14 тысячах погибших. У нас в университете над этой темой активно работает группа студентов и аспирантов: ребята выиграли грант главы Карелии. Создали сайт с картой мест принудительного содержания славянского населения в период финской оккупации 1941-1944 годов. Издают книги, брошюры, статьи, берут интервью у бывших малолетних узников финских концлагерей, оцифровывают документы. Выходят в школы, провели выставку «Детство за колючей проволокой». Очень большая работа ведется, мы ее продолжаем. — Сергей Геннадьевич, насколько высок сегодня интерес к истории в широких кругах, среди обычных людей? — Я часто выступаю с просветительскими лекциями в различных коллективах, организациях. Каждый раз очень много вопросов, дискуссий, есть просьбы прочитать лекции на отдельные темы. Многие люди интересуются генеалогией, историей своей семьи — и через нее пробуждается интерес к истории России и нашего края. Даже школьники пишут исследовательские работы на эти темы. Так что интерес большой, это очевидно. — А как вы относитесь к идее ввести обязательный ЕГЭ по истории? — Сейчас идут дискуссии о самом формате единого госэкзамена, но это отдельная тема. Я считаю, в той или иной форме экзамен по истории был бы полезен. История важна для формирования мировоззрения человека. Спектр вопросов, которые сегодня изучаются в рамках школьного курса, расширяется. Создан единый, очень хороший учебник истории. Конечно, его появление не отменяет творческого подхода учителя, который может использовать и другие учебные пособия, и дополнительный материал. Но это качественная база для преподавания истории в школе. В Карелии коллектив преподавателей университета подготовил новый учебник по истории нашего края. Я также участвовал в этой работе. Это учебник для 5, 6, 7 классов. — Когда этот учебник появится в школах республики? — С 1 сентября он придет во все школы. Мы постарались учесть и новые объективные научные данные, и наши традиционные духовно-нравственные ценности. Поработать пришлось немало, чтобы подать материал интересно для детей, наглядно, со ссылками на мультимедийные ресурсы. Учебник охватывает весь период, с древнейших времен до наших дней, включая современные события, специальную военную операцию. — Вы считаете, эти события уже можно осмысливать как исторические? Ведь мы еще внутри этих процессов, переживаем их здесь и сейчас. — Я уверен, что это необходимо. Если их не осмыслим мы сами, не дадим им оценку, за нас это сделают внешние и недружественные нам политические силы. Мы должны изложить позицию государства, исторического сообщества на эти актуальные сейчас события. Это также в традициях российского исторического образования и просвещения. Ведь среди его задач всегда было воспитание гражданственности и патриотизма. — Петр Вяземский в свое время сказал: «…С историей надлежит обращаться добросовестно, почтительно и с любовью». Эти слова стали своего рода девизом Российского исторического общества. — Это верное и мудрое высказывание. К истории надо относиться объективно и честно. Нельзя подавать историю в карикатурном виде или стремиться огульно очернить наше прошлое. В нем были и победы, и поражения, и достижения, и трагические страницы. Это наши истоки, наши корни и фундамент, на котором мы строим свое настоящее и будущее. И это всё — наше, родное. Поэтому к истории, к этой требовательной даме Клио, следует относиться так, как сын относится к матери: с уважением, почтением и любовью. Источник: Республика
516
Добавить комментарий