Шрифт:
Размер шрифта:
Межсимвольный интервал:
Межстрочный интервал:
Цветовая схема:
Изображения:
Профессор Сергей Веригин: «Идет борьба за историю».

Профессор Сергей Веригин: «Идет борьба за историю».

Новости

Первое интервью ученого в качестве сопредседателя регионального отделения Российского исторического общества. Учредительное заседание Российского исторического общества (РИО) по открытию регионального отделения состоялось в Петрозаводске 26 февраля. Внимание к этому событию было большое: участие в заседании приняли руководители РИО — известные историки, коллеги из соседних регионов, глава республики Артур Парфенчиков. Решение об открытии регионального отделения — знаковое для развития исторического образования и просвещения в Карелии. В этом уверен доктор исторических наук, профессор ПетрГУ Сергей Веригин. Справка «Республики»
  • Российское историческое общество — преемник Императорского Русского исторического общества, действовавшего в 1866-1920 годах.
  • Общество было воссоздано в современной России в 2012 году. С этого момента его бессменным председателем является государственный и политический деятель Сергей Нарышкин.
  • Карельское региональное отделение РИО создано на базе ПетрГУ. В число учредителей вошли Национальный музей, Национальный архив и Национальная библиотека республики, Гуманитарный парк университета.
  • На пост сопредседателей Совета отделения РИО в Карелии были поддержаны кандидатуры Сергея Веригина и директора института истории, политических и социальных наук ПетрГУ Ирины Суворовой.
— Сергей Геннадьевич, что представляло собой Русское историческое общество до революции? — Задачей Русского исторического общества, которое с 1873 года стало именоваться Императорским, было развивать национальное историческое просвещение. Неслучайно его первым председателем стал Петр Вяземский — известный поэт и историк, друг Александра Пушкина. Общество объединило ученых, государственных деятелей, дипломатов. В его состав входили выдающиеся отечественные историки: Соловьев, Ключевский, Костомаров и многие другие. Работу общество проводило огромную. Выявляли и сохраняли уникальные исторические документы, публиковали исследования, делая их достоянием широкой общественности. В 1920 году общество прекратило свое существование, официальной причиной была названа нехватка средств, но его архив удалось сохранить благодаря Академии наук. — Почему, на ваш взгляд, было решено возродить общество в 2012-м? — Полагаю, потому, что в условиях новых внешнеполитических вызовов историческое просвещение приобрело особое значение. Уже много лет идет настоящая борьба за историю. Наши оппоненты пытаются в своих интересах использовать те или иные исторические события и факты, а если не получается, то факты либо замалчиваются, либо искажаются. Поэтому и возникла идея объединить усилия исторического сообщества, государственных и общественных организаций ради объективного освещения истории, сохранения национальной памяти об исторических событиях. И для противодействия фальсификациям истории, которые сейчас — часть идеологической войны против России. — Какие темы или исторические периоды охватывает деятельность РИО? — Спектр вопросов, которыми занимается Российское историческое общество, очень широкий — от древности до современности. Много проектов приурочены к ключевым датам, значимым историческим юбилеям. В нашей республике, например, через два года мы будем отмечать 800-летие крещения карелов. Очень важная историческая дата, в подготовке к которой, безусловно, будет активно участвовать региональное отделение РИО. Нам важно, повторю, объединить усилия. Есть вузовская наука, есть академическая, есть архивисты, есть специалисты, работающие в музеях, есть учителя-историки, есть краеведы. Уверен, что при поддержке Российского исторического общества мы вместе сможем реализовать новые научно-просветительские проекты, укрепить связи с нашими коллегами в других регионах. — Карельское отделение создано в год 80-летия Победы. И когда мы говорим о защите исторической памяти и справедливости, то все-таки имеем в виду в первую очередь период Второй мировой войны. — Я много лет занимаюсь историей Второй мировой войны и Великой Отечественной в Карелии, на Европейском Севере. Безусловно, сейчас актуальность этой темы возросла. Со стороны нашей соседки, Финляндии, мы видим замалчивание, а иногда и полное искажение событий. С 2019 года историки нашего университета и Национального архива участвуют в большом федеральном проекте «Без срока давности». В 2020 году мы издали большой сборник материалов, документов о преступлениях финских захватчиков на оккупированной территории Карелии. Проводим по этой теме конференции, семинары. — У этой работы недавно появился и весомый юридический результат. В прошлом году Верховный суд республики признал преступления финских захватчиков против мирных советских граждан и военнопленных геноцидом. — Да, и я считаю, наши историки внесли очень большой вклад, чтобы добиться этого результата. Мы помогали формировать историко-документальную юридическую базу, выступали в суде в качестве экспертов. Это важное решение, ведь очень долгое время преступления финских захватчиков оставались в тени преступлений немецких нацистов. Между тем архивы сохранили немало документов, свидетельств очевидцев. Мы уже опубликовали многие данные: цифры, факты, имена, фамилии.  
Вот, например, история мальчика Саши Демехина. Люди в концлагерях голодали. Дети, подростки пытались, пока охрана не видит, пролезть под колючей проволокой, чтобы достать хоть какой-то еды в городе. Финны заметили Сашу, открыли огонь на поражение. Он умирал, когда его перенесли от «колючки». И, умирая, беспокоился о том, чтобы отдать матери и сестренкам галеты, которые смог добыть. Это только один страшный эпизод — а сколько было таких трагедий…
Финские военные преступники фактически не понесли наказания за содеянное. Более того, совсем недавно в университете Турку вышла диссертация, которая обеляет финский оккупационный режим. Мы обязаны этому противостоять и защитить историческую правду. — То есть тема не закрыта? Исследования продолжаются? — Да, ведь мы до сих пор не знаем точное количество погибших на оккупированной территории Карелии мирных граждан. Чрезвычайная государственная комиссия, которая работала после войны, установила, что только в петрозаводских концлагерях погибли не менее 8 тысяч человек, из них две тысячи детей. Советский историк Морозов писал о 14 тысячах погибших. У нас в университете над этой темой активно работает группа студентов и аспирантов: ребята выиграли грант главы Карелии. Создали сайт с картой мест принудительного содержания славянского населения в период финской оккупации 1941-1944 годов. Издают книги, брошюры, статьи, берут интервью у бывших малолетних узников финских концлагерей, оцифровывают документы. Выходят в школы, провели выставку «Детство за колючей проволокой». Очень большая работа ведется, мы ее продолжаем. — Сергей Геннадьевич, насколько высок сегодня интерес к истории в широких кругах, среди обычных людей? —  Я часто выступаю с просветительскими лекциями в различных коллективах, организациях. Каждый раз очень много вопросов, дискуссий, есть просьбы прочитать лекции на отдельные темы. Многие люди интересуются генеалогией, историей своей семьи — и через нее пробуждается интерес к истории России и нашего края. Даже школьники пишут исследовательские работы на эти темы. Так что интерес большой, это очевидно. — А как вы относитесь к идее ввести обязательный ЕГЭ по истории? — Сейчас идут дискуссии о самом формате единого госэкзамена, но это отдельная тема. Я считаю, в той или иной форме экзамен по истории был бы полезен. История важна для формирования мировоззрения человека. Спектр вопросов, которые сегодня изучаются в рамках школьного курса, расширяется. Создан единый, очень хороший учебник истории. Конечно, его появление не отменяет творческого подхода учителя, который может использовать и другие учебные пособия, и дополнительный материал. Но это качественная база для преподавания истории в школе. В Карелии коллектив преподавателей университета подготовил новый учебник по истории нашего края. Я также участвовал в этой работе. Это учебник для 5, 6, 7 классов. — Когда этот учебник появится в школах республики? — С 1 сентября он придет во все школы. Мы постарались учесть и новые объективные научные данные, и наши традиционные духовно-нравственные ценности. Поработать пришлось немало, чтобы подать материал интересно для детей, наглядно, со ссылками на мультимедийные ресурсы. Учебник охватывает весь период, с древнейших времен до наших дней, включая современные события, специальную военную операцию. — Вы считаете, эти события уже можно осмысливать как исторические? Ведь мы еще внутри этих процессов, переживаем их здесь и сейчас. — Я уверен, что это необходимо. Если их не осмыслим мы сами, не дадим им оценку, за нас это сделают внешние и недружественные нам политические силы. Мы должны изложить позицию государства, исторического сообщества на эти актуальные сейчас события. Это также в традициях российского исторического образования и просвещения. Ведь среди его задач всегда было воспитание гражданственности и патриотизма. — Петр Вяземский в свое время сказал: «…С историей надлежит обращаться добросовестно, почтительно и с любовью». Эти слова стали своего рода девизом Российского исторического общества. — Это верное и мудрое высказывание. К истории надо относиться объективно и честно. Нельзя подавать историю в карикатурном виде или стремиться огульно очернить наше прошлое. В нем были и победы, и поражения, и достижения, и трагические страницы. Это наши истоки, наши корни и фундамент, на котором мы строим свое настоящее и будущее. И это всё — наше, родное. Поэтому к истории, к этой требовательной даме Клио, следует относиться так, как сын относится к матери: с уважением, почтением и любовью. Источник:
 
516

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасибо!Мы прочитаем Ваше сообщение в ближайшее время.

Ошибка отправки письма

Ошибка!В процессе отправки письма произошел сбой, обновите страницу и попробуйте еще раз.

Обратная связь

*Политика обработки персональных данных